ИЗБАВЛЕНИЕ

ИЗБАВЛЕНИЕ – в Талмуде этим термином обозначается избавление народа Израиля, национальное освобождение. Согласно мнению талмудических авторитетов, оно зависит от раскаяния и благих поступков, так как нет недостатков, которые человек не мог бы искоренить собственными силами, следуя учению Торы. В агадической традиции (см. Агада) сохранено представление о том, что избавление Израиля принесет избавление всему миру. В средневековой иудейской философии проблема «избавления» рассматривалась с точки зрения конечности человеческого бытия. Бог дал человеку возможность достичь его при условии осознанного стремления к этой цели и действенной добродетели, грех же может лишить человека избавления и обречь на гибель. В раввинистической традиции общепринятая точка зрения такова: Бог, создавая человека ограниченным конечностью своего бытия и разума, желал, чтобы тот достиг избавления от своей ограниченности. Он открыл Моисею на горе Синай божественные заповеди, чтобы человек, подчиняясь им, заслужил избавление. Оно имеет две стадии – век Мессии и «грядущий мир». В век Мессии еврейский народ сможет вернуться в Землю обетованную, произойдет воскрешение праведных евреев. После века Мессии наступит «грядущий мир», и все, когда-либо жившие, обретут вечность, праведники будут вознаграждены, грешники – наказаны. В каббале раввинистическая доктрина избавления была переработана в мистическом духе, согласно которой изгнание народа Израиля из его страны является следствием глубоких изменений во всей структуре мироздания. С наступлением избавления и возвращения еврейского народа начнется постепенное восстановление первоначальной гармонии и совершенства. В учении хасидизма произошло разграничение мессианского избавления народа Израиля, которое полностью зависит от воли Бога и мистического избавления души. Оно завит от самого верующего, его преданности Богу (см. Двекут). В Новое время различные мыслители по-разному трактовали понятие избавления – и как окончательную победу добра над злом, и как достижение личного совершенства или идеального общества, а также как воссоздание древнееврейского государства и воссоединение рассеянных частей еврейского народа. С точки зрения религиозного сионизма, возвращение еврейского народа в Землю обетованную – это начало процесса избавления.

 
PR-CY.ru