Словарь по иудаизму И ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ

ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ

ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ (древнеевр. бет ха-микдаш, лат. templum) – главное культовое сооружение древних иудеев. В древнееврейском государстве он выполнял функции религиозного, культурного и политического центра. В дохрамовый период культовые действия совершались в скинии, где хранился Ковчег Завета. В нем помещались каменные скрижали с десятью заповедями (см. Декалог), а также утраченные впоследствии жезл Аарона, чаша с манной (см. Манна небесная) и др. После вступления еврейских племен в Ханаан скиния была размещена в «Доме Бога» в городе Силоме, затем по приказу царя Давида (около 1004–965 гг. до н.э.) перевезена в Иерусалим. Храм должен был заменить скинию и стать хранилищем ковчега. Исторически существовало три Иерусалимских храма. 1. Храм Соломона, или Первый храм (961–587 гг. до н.э.) – построен по воле царя Соломона (965–около 926 гг. до н.э.), разрушен вавилонским царем Навуходоносором II (605–562 гг. до н.э.). 2. Храм Зороавеля, или Второй храм (516/515–64 гг. до н.э.), возведен по приказу персидского царя Кира Великого (558–529 гг. до н.э.), назван по имени первого послепленного правителя Иудеи. В 169 г. до н.э. он был разграблении и осквернен царем Сирии из династии Селевкидов Антиохом IV Епифаном (175–164 гг. до н.э.), заново освящен в 164 г. до н.э. предводителем антисирийского восстания Иудой Маккавеем (ум. в 160 г. до н.э.). Освящение храма стало поводом для установления праздника Хануки (см. также Маккавеи). 3. Храм Ирода (64 г. до н.э. – 70 г. н.э.) – сооружен на месте обветшавшего Второго храма при царе Ироде Великом (75 г. до н.э. – 4 г. н.э.). Во время первой Иудейской войны (66–70 гг. н.э.) он был сожжен защитниками города и разграблен войсками Тита Флавия Веспасиана (39–81 гг. н.э.). Все три храма были построены по единому образцу, разница между ними заключалась в том, что внутреннее убранство Первого храма было намного богаче Второго, а храм Ирода занимал вдвое большую площадь, чем два предыдущих. Храм представлял собой по типу сооружения зиккурат. Украшенный и расширенный Иродом, он был построен на плоской вершине горы Мория, окруженный с трех сторон глубокими ущельями. С четвертой стороны в северо-восточном углу римляне после превращения Иудеи в римскую провинцию построили башню Антония, где хранились ритуальные облачения первосвященника. Правоверные иудеи I в. н.э. воспринимали присутствие римских воинов вблизи Храма как постоянное оскорбление Бога. Археологические раскопки, систематически производившиеся начиная с 1967 г., выявили византийские и мусульманские постройки VII–XIII вв., уникальные остатки античной эпохи: продолжение западной стены Храма, которую неиудеи называют «Стеной Плача», и лестницу с эспланадой. Сейчас археологи ищут остатки Первого храма. В целом Храм представляет собой концентрическую систему дворов, огражденных стенами. В ее центре находилось прямоугольное здание, в котором располагались «Святая Святых», святилище и притвор, отделяющий внутренние комнаты от двора. «Святая Святых» – это неосвещаемая комната кубической формы, расположенная позади жертвенника, которая считалась местом присутствия Бога (Шехиной), местом обитания Яхве. Хранилище ковчега (он был утрачен после разрушения Первого храма) имело наибольшую сакральную значимость, только раз в году сюда мог входить в Судный день первосвященник, глава всей священнической иерархии (и фактически глава народа), чтобы видеть Бога «лицом к лицу».

 



 
PR-CY.ru