Словарь по иудаизму И ИЕРЕМИЯ

ИЕРЕМИЯ

ИЕРЕМИЯ (евр. Бог возвестит) – великий пророк библейский (середина VII в. до н.э. – конец VI в. до н.э.). Он считается автором скорбной поэмы о гибели Иерусалима под названием «Плач Иеремии», в которой виден переход от узконациональных проблем к общечеловеческим. Историческая роль Иеремии была горькой и неблагодарной, поскольку всякий раз, когда евреи воодушевлялись религиозным и национальным патриотизмом, он должен был вновь и вновь бросать им в лицо горькие слова о том, что несчастья их не временные и не случайные, что они будут усугубляться с каждым годом. Однако его вдохновенные речи не доходили до их сердец, напротив, порождали в них зависть и ненависть. И только следующие поколения евреев осознали огромное значение Иеремии в духовной истории и поставили его в один ряд с величайшими пророками. Эта посмертная слава была вполне заслуженной, ибо книги Иеремии закаляли дух, воспитывали стойкость и учили каждого иудея оставаться самим собой не только в пору величия, но и в годы унижений. Его пример показывает, что иногда стенания просто необходимы. Плохие новости никому не нравятся, и можно согласиться, что самому Иеремии не очень-то нравилось их произносить. Но бежать от действительности  и прятать голову в песок, подобно страусу, значит навлекать на себя беду. Прислушавшись к предосторожностям Иеремии, люди предотвратили бы свое падение. Иеремия пытался заставить людей осознать их моральное разложение, которое и было истинной причиной поражения в войне, потому что духовная сила значит больше, чем мощь армий. Трагедия разрушения первого Иерусалимского храма в 586 г. до н.э. произошла во многом из-за того, что евреи не послушали Иеремию. Еще в юности он почувствовал призвание к пророческой деятельности, которая продолжалась в течение 40 лет. Иеремия страстно обличал народ Иудеи за отступление от заповедей Священного Писания, социальную несправедливость, беззаконие, безнравственность, идолопоклонство. Несмотря на преследования, Иеремия никогда не прекращал проповеди. После разрушения Иерусалима Навуходоносором и увода в плен его жителей пророку некоторое время было разрешено остаться в стране. Однако вскоре было поднято антивавилонское восстание, и, опасаясь репрессий, повстанцы ушли в Египет, уведя с собой и Иеремию. Там он вскоре и умер, успев написать книгу, которую отправил в Вавилон. Ее тон сильно отличается от того, что ему приходилось говорить прежде. Вместо обличений и горькой правды пророк теперь пишет слова утешения и надежды. Годы служения Иеремии совпали с печальным временем, когда перемалывались прежние гордые представления иудеев о своем богоизбранничестве, и они постепенно свыкались с участью гонимого и унижаемого народа. Перелом общественного сознания – процесс трудный и болезненный, поэтому Иеремия был послан Господом открыть народу глаза на истинное положение вещей. Английское слово «jeremiad» (жалобы, сетования, плач) создано из имени пророка, предсказавшего печальные события. Но Иеремия не только сетовал и плакал. Он также предсказал, что на месте Иерусалима снова будут слышны звуки радости и веселья, «голоса жениха и невесты». Поэтому слова пророка до сих пор звучат на всех еврейских свадьбах.

 
PR-CY.ru