ИУДА Маккавей - Страница 5

Гибель Иуды была тяжким ударом и великим горем для всего иудейства. К его утешению оно имело ряд достойных преемников своего погибшего вождя – в лице его братьев, и эти братья, в свою очередь, были счастливы, унаследовав от Иуды дело его на высшей степени прочности и успеха. Религиозная свобода, подкреплённая ещё мирным договором с Лисием, давно уже была достигнута. Последние успехи Иуды уже имели дальнейшую цель – добиться и политической самостоятельности иудейства. Этой цели (кроме ряда ударов сирийскому могуществу, нанесённых его рукой) Иуда уже достиг настолько, что римляне, по его приглашению, заключили оборонительный и наступательный союз с иудеями, как со свободным народом, подкреплением чего стали особые договоры, положенные в Капитолии, на медных таблицах. Целью этого союза (хотя и не оказавшего иудейству действительной помощи) было отстранить сирийцев возможно дальше от Израиля – подобно тому, как они были недавно отстранены римлянами и от Египта. Возвышая патриотическое самосознание иудеев, этот союз давал возможность с облегчением вздохнуть давно забытым сладостным чувствам полной свободы. При всех этих успехах дела Иуды, трагически безвременная и неожиданная гибель его была тем более жестоким ударом начавшему заживать от своих ран иудейскому народу. Ещё при его жизни среди народа были недовольные его патриотическими планами, и это не только те, для кого давно ничего не стоило приносить в жертву эллинской образованности свою народную индивидуальность в области верований и нравов, – это были также благонамеренные и ревностные к закону Асидеи: они считали себя вполне удовлетворёнными первыми успехами Маттафии, когда получилась возможность исполнять закон, и всем дальнейшим и ревностным усилиям Иуды сделать население своей страны гражданами политически самостоятельного государства, свободного от тяжкого бремени податей чужеземным деспотам, отвечали равнодушием. При таких условиях римляне, которые переставшие верить в удачный исход предприятий Иуды после его смерти, не находили целесообразным и поддерживать его. Вакхид, спеша воспользоваться замешательством от гибели Иуды, всюду сажал по стране своих чиновников, тщательно выслеживавших и изводивших сподвижников Иуды. В довершение этих бедствий, казалось, сама земля стала на сторону притеснителей, присоединив к причинённым неприятелями ударам тяжкую голодную нужду. После гибели Иуды Маккавея восстание возглавили его братья, Иоанатан и Симон. Борьба шла с переменным успехом. Оба брата Иуды погибли. В 142 г. до н.э. после 25-летней упорной борьбы Иудея стала суверенным государством. Сирийский царь Деметрий II заключил с ней мир фактически как с равной стороной, хотя цитадель Иерусалима Акра в течение ряда лет после победы Маккавеев ещё оставалась в руках селевкидского гарнизона. Восстание евреев 167–142 гг. до н.э. вошло в историю как Маккавейские войны. С этого момента и на протяжении свыше ста лет род Хасмонеев занимал центральное место в еврейской истории. У Георга Фридриха Генделя есть оратория «Иуда Маккавей».



 
PR-CY.ru