ИОИЛЬ - Страница 8

«Книга пророка Иоиля» состоит из двух основных частей (Иоил. 1:1–2:27 и 2:28–3:21), каждая из которых связана одной из основных тем: первая часть содержит пророчества, относящиеся к истории страны в её настоящем положении, вторая описывает судьбу страны в эсхатологической перспективе. В надписании книги сообщается, что Иоиль получил своё откровение непосредственно от Господа. При этом не даётся никаких сведений об исторической ситуации или о времени служения пророка, упоминается только имя отца Иоиля. Слова пророчеств в первой части представлены в виде обращённых к народу приказаний, которые пророк начинает с призыва слушать его речь и внимать его слову, традиционного для языка пророков (Ис. 1:2; Мих. 1:2; Иер. 2:4; Aм. 8:4). Описание бедствий, которые должны привести народ к покаянию (Иоил. 1:1–2:27), содержат рассказ об опустошении страны нашествием саранчи и сообщение, что «иссохли потоки вод, и огонь истребил пастбища» (1:2–20). Нападение орд насекомых представлено как вторжение многочисленных врагов, оккупировавших страну. Призыв к покаянию народа выражается через серию императивов, которые начинаются с приказа пьяницам пробудиться, рыдать народу, как молодой жене, краснеть от стыда землевладельцам и рыдать виноградарям, препоясаться вретищем и объявить пост священникам. Вторая часть стиха с императивными повелениями начинается со слова «плачьте, причитайте», которое употребляется в схожем контексте в пророческой литературе (Иер. 4:8; Aм. 8:3). Иоиль побуждает каждую социальную группу народа обратиться со своим несчастьем к Господу, но причинами покаянного плача являются не столько саранча и засуха, сколько грехи народа. Требования «назначьте пост, объявите торжественное собрание» являются необходимыми средствами покаяния. Опустошение страны становится знаком приближающегося дня Господня (Иоил. 1:15–20). Далее следует повеление вострубить на Сионе и забить тревогу. Наступление этого страшного и великого дня описывается в образах вторжения захватчиков-иноземцев и сопровождается картинами природных бедствий (2:1–11; ср.: Мал. 4:5). Описание дня Господня прерывается вновь призывом к покаянию, посту и плачу, обращённым к священникам и народу, и является кульминационным центром книги (Иоил. 2:12–17). Выпавшие на долю Израиля бедствия вызывают новый призыв к народу обратиться всем сердцем к Господу, Который милосерд, долготерпелив и милостив. Покаяние является, прежде всего, внутренней работой, как видно из повеления раздирать «сердца ваши, а не одежды», и в то же время подразумевает совместные богослужебные церемонии всего народа. Ответом на покаянный плач, обращённый к Господу, стало Его обещание избавить страну от бедствий: удалить пришедшего с севера неприятеля и вернуть земле плодородие после набега саранчи. Благословение и дарование изобилия распространяются на мир животных и растений. Призыв к плачу сменяется повелением не бояться, но радоваться и веселиться о Господе и славить Его имя. Стихи Иоил. 2:28–3:21 содержат пророчества о последнем Суде и о благословении в день Господень.

 



 
PR-CY.ru