ИОИЛЬ - Страница 5

Это могут быть обстоятельства, связанные с другими вражескими вторжениями, например, ассирийским 701 г. или вавилонским 598 г. до н.э. Х. Штокс на основании схожести с книгой «Второзаконие», которая была обнаружена, по его мнению, во времена царя Иосии, а также на основании отождествления народа «от севера» (Иоил. 2:20) со скифами относит возникновение пророчеств к этому же периоду. Помимо распространённой тенденции относить время служения Иоиля к послепленному периоду некоторые исследователи датировали написание книги временем правления царя Иоаса, т.е. концом IX в. до н.э. На раннее происхождение пророчеств Иоиля помимо канонической позиции «Книги пророка Иоиля» указывает, согласно М. Бич, схожесть содержания книги с содержанием цикла рассказов о пророке Илии, а также отдельные литератрные параллели между «Книгой пророка Иоиля» и угаритским эпосом о Ваале и об Анат, связанные с темой божественной битвы. Отсутствие сведений о царях не может служить для исследователей решающим аргументом для датировки, т.к. в «Книге пророка Наума» также не содержится упоминаний о монархии в Иудее, которая в его время, несомненно, существовала. Такой же датировки деятельности Иоиля со схожей аргументацией придерживаются Р. Паттерсон. Среди исследователей высказывались также мнения о том, что Иоиль был современником пророков Амоса и Осии. В русской библейской науке XIX в. время служения Иоиля определялось в согласии со святоотеческой традицией и относилось к периоду правления либо израильского царя Иеровоама II (около 786 – 746 гг. до н.э.), либо иудейского царя Иоаса (около 835 – 796 гг. до н.э.). Наиболее подробно эта проблема была рассмотрена архиепископом Николаем (Добронравовым), который, полемизируя с Адальбертом Мерксом, пришёл к выводу, что Иоиль «не мог жить после плена Вавилонского», а его деятельность приходилась на первые годы правления Иоаса; также проблеме датировки книги уделено много внимания в труде А.А. Некрасова, который, не соглашаясь с гипотезой Адольфа Хильгенфельда о послепленном происхождении «Книги пророка Иоиля», на основании сходства основных тем и языка «Книги пророка Иоиля» с «Книгой пророка Амоса» и мнений представителей консервативной западной школы считал Иоиля старшим современником пророка Амоса, пророчествовавшим во времена правления иудейского царя Озии (около 783 – 742 гг. до н.э.). Такую же датировку с похожей аргументацией предлагал Фёдор Иванович Покровский, полемизируя с немецким учёным Карлом Августом Креднером.

 



 
PR-CY.ru