ИОИЛЬ - Страница 3

По мнению исследователей, вопрос о времени служения Иоиля зависит от интерпретации и датировки религиозно-исторических представлений, отражённых в его книге. Наиболее радикальное предположение было высказано Бернхардом Лауардусом Думом, который отнёс окончательное формирование собрания пророчеств Иоиля ко II в. до н.э. В настоящее время большинство современных комментаторов, несмотря на разницу во взглядах на единство и состав книги, придерживаются мнения о формировании книги в период после вавилонского плена. Впервые мнение о принадлежности «Книги пророка Иоиля» к послепленному периоду было аргументированно введено в научный оборот В. Ватке, который определил время служения Иоиля V в. до н.э. До появления этой работы чаще всего время служения Иоиля исследователи относили к эпохе правления иудейского царя Иоаса (около 835 – 796 гг. до н.э.), когда в начале его царствования представители священнических кругов имели большую власть. Одним из важных аргументов, позволяющим определить крайние границы времени служения Иоиля, исследователи называют отсутствие упоминания в книге Израиля и Самарии. Это может служить указанием, что пророчества Иоиля были произнесены после 723/722 г. до н.э., когда Самария была уничтожена ассирийцами. По мнению большинства комментаторов, в словах Иоил. 3:1–3 была отражена историческая катастрофа. Вероятнее всего, по мнению исследователей, речь идёт о завоевании Иерусалима Навуходоносором II в 586 г. По мнению Х. Вольфа, для пророка было очевидным существование храма, который был восстановлен после 515 г., а стихи Иоил 2:7, 9 содержат упоминания об отстроенных стенах города и отражают завершение этого строительства около 445 г. под руководством Неемии. Сопоставление финикийских городов Тира и Сидона с филистимскими территориями в Иоил. 3:4 указывает на окончание периода персидского владычества, которое было ознаменовано разрушением Сидона Артаксерксом III Охом около 343 г.; впоследствии упоминание этих городов не встречалось. Таким образом, Х. Вольф определяет время создания и написания книги как 445–343 гг. до н.э. Указание на торговые отношения филистимлян с греками (Иоил. 3:4–6) также свидетельствует в пользу послепленного времени создания книги.

 



 
PR-CY.ru