ИОИЛЬ - Страница 20

Образ Иоиля входит в состав пророческих рядов иконостасов: Троицкого собора Троице-Сергиевà монастыря (1425–1427 гг., Сергиево-Посадский историко-архитектурный художественный музей-заповедник); Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря (около 1497 г., Русский музей); собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 г., Кирилло-Белозерский музей-заповедник); Софийского собора в Великом Новгороде (XVI в., Новгородский государственный областной музей-заповедник); Благовещенского собора Московского Кремля (середина XVI в., музеи Московского Кремля); собора костромского Ипатиевского монастыря (1652 г.) и др. В тех случаях, когда на одной доске изображены несколько пророков, Иоиль бывает представлен рядом с пророком Ионой (как в иконостасе из Троице-Сергиева монастыря), с пророками Елисеем и Захарией (в иконостасе из Кириллова Белозерского монастыря). Его одиночное изображение можно видеть на иконе из главного иконостаса ярославской церкви Иоанна Златоуста в Коровниках (около 1654 г., Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник). Довольно редко образ Иоиля появляется в композиции «Похвала Богоматери» (например, на иконе второй половины XVI в. из церкви великомученика Георгия в Вологде, Вологодский государственный историко-архитектурный художественный музей-заповедник), где атрибут Иоиля – сердце; на свитке – текст из Иоил. 2:13. Другой пример – икона первой четверти XVIII в. (Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник): Иоиль представлен среди 25 пророков со свитком, на котором написан текст Иоил. 2:28. Кроме упомянутых фрагментов текста на свитках встречаются также: Иоиль 2:21 (в монастыре Хора и церкви Богоматери Паммакаристос, в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино, 1317–1318 гг.) и Иоил. 2:12 (церковь преподобного Ахиллия, епископа Лариссы, в Арилье, Сербия, 1296 г.). В «Ерминии» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) Иоиль описывается в разделе «Святые пророки. Внешний вид их и пророчества»: «с чёрной раздвоенною бородою, говорит: Господь от Сиона воззовёт, и от Иерусалима даст глас свой» (Иоил. 3:16). В Иконописном подлиннике новгородской редакции XVI в. он упомянут под 19 октября: «...Сед, аки Илья пророк, брадою и власы велик; коса одна на левое плечо; риза верхняя празелень дикаа, испод кеноварь». В русских сводных иконописных подлинниках (XVIII в.) об облике Иоиля сказано: «Подобием сед, брада и власы аки Илии пророка, риза пророческая, празелень дика, испод киноварь, в руке свиток, а в нём написано: “Излию от Духа Моего на всяку плоть...”»; «сед, аки Илья, брада и власы велики, коса одна, верх риз праз, испод киноварь, в свитке подпись (без текста)».



 
PR-CY.ru