ИОИЛЬ - Страница 19

К концу VII – началу VIII (?) вв. исследователи относят ростовое изображение Иоиля на небольшой резной плакетке из Лувра сиро-палестинского происхождения, где он представлен на фоне городских стен в хитоне и гиматии, с кудрявыми волосами и короткой клинообразной бородой, в движении, с указующей вверх правой рукой и свитком с греческим текстом в левой. Изображение Иоиля с развёрнутым свитком, на котором написаны слова из Иоил. 2:15, есть в рукописи Гомилий Григория Назианзина, созданной в первой половине IX в., как полагают исследователи, в одном из греческих монастырей Рима. В рукописи IX в. «Sacra Parallela» четыре образа Иоиля в медальонах; в них он неизменно предстаёт молодым, с тёмной бородой или безбородым. В рукописи Христианской топографии Космы Индикоплова последней четверти IX в. Иоиль изображён в числе других пророков, чьи пророчества, по мнению автора, подтверждают его видение мироустройства. Иоиль представлен в полный рост, благословляющим книгу, которую держит в левой руке. В мозаиках собора Сан-Марко в Венеции (начало XIII в.) иконографию Иоиля исследователи находят необычной: он показан плешивым старцем с седой бородой, отдельными прядями закрывающей шею и спускающейся на грудь. На иконе из пророческого ряда иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря (около 1497 г., Русский музей) Иоиль – седой старец с длинной клинообразной бородой, в синем хитоне и тёмно-коричневом гиматии. Одной рукой он именословно благословляет, в другой руке держит свиток с текстом (Иоил. 2:29–30). В той же иконографии в полный рост Иоиль представлен на миниатюре из «Книги пророков» 1489 г. (Российская государственная библиотека). Редкое исключение составляет образ Иоиля на иконе пророческого ряда в главном иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля (середина XVI в., музеи Московского Кремля), где он – средовек с короткими волосами и курчавой клиновидной бородой. На нём тёмно-бурые порты с белой перевязью под коленями, ярко-зелёная рубаха с длинными рукавами и узкими манжетами; поверх рубахи – причудливо обёрнутый вокруг фигуры оранжевый плащ. На голове – кидар (головное священное украшение иудейского первосвященника в виде чалмы) с белым донышком, на ногах мягкие высокие охряного цвета сапожки. Образ Иоиля (как и изображения других пророков), как правило, располагается в верхней части храмовой декорации: на стене главного нефа (в соборе Сан-Марко в Венеции, начало XIII в.), в барабане купола (в монастыре Хора (Кахрие-джами), 1316–1321 гг. и церкви Богоматери Паммакаристос (Фетхие-джами; около 1315 г.) в Константинополе; в церкви Спаса Преображения на Ковалёве (1380 г.) и церкви архангела Михаила Сковородского монастыря (начало XV в.) в Великом Новгороде и др.), на подпружных арках (в церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле в Великом Новгороде, около 1363 г., на западной арке) и др.

 



 
PR-CY.ru