ИОИЛЬ - Страница 18

Память Иоиля отмечается в Типиконе Великой церкви IX–XI вв. под 19 октября без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. Иоиль не упоминается, однако в рукописных славянских Минеях студийской традиции (например, Исторический музей, XII в.) под 19 октября выписывается последование Иоиля, содержащее минимальный набор песнопений: канон, стихиры, седален. Такое же последование назначается Иоилю в Евергетидском Типиконе второй половины XI в. В Мессинском Типиконе 1131 г. память Иоиля отмечается 19 октября, служба подробно не описана. Согласно одной из ранних редакций Иерусалимского устава (XII–XIII вв.), в день памяти Иоиля 19 октября совершается служба с пением на утрене «Аллилуия». В печатных изданиях Типикона (в том числе и современных) 19 октября соединяются последования Иоиля, мученика Уара и Октоиха по образцу службы двумя святым без знака (см. ст. Знаки праздников месяцеслова). Последование Иоиля, помещённое в современных богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь второго гласа «Предведый Божие пришествие во плоти...»; кондак четвёртого гласа «Просветившееся Духом...»; канон авторства Феофана с акростихом «Пророчеством Иоиля пророка дивлюся» второго гласа, ирмос; цикл стихир-подобнов; седален (разные в греческой и славянской Минее). Строгой иконографической традиции в изображении Иоиля не существовало. Достаточно сравнить миниатюры из Книг пророков, хранящихся в Национальной библиотеке в Турине (конец Х – начало XI вв.), в Ватикане (вторая половина X в. и около 1250 – 1275 гг.) и Оксфорде (две конца XII – начала XIII вв.), где Иоиль в одном случае изображён с короткими тёмными волосами и бородой, в другом – с большой плешью, длинными тёмными волосами и бородой, в третьем – с длинными седыми волосами и седой бородой, в четвёртом – с плешью и короткими тёмными волосами и бородой. Один из самых ранних образов Иоиля сохранился в мозаиках кафоликона монастыря великомученицы Екатерины на Синае (550–565 гг.): погрудно, средовек с закрывающими уши короткими тёмными вьющимися волосами, с узкой полоской усов и бороды. В созданном в 586 г. в монастыре св. Иоанна в Бет-Загбе близ Апамеи (Сирия) «Евангелии Раввулы» есть полнофигурное изображение Иоиля в белых одеждах, со свёрнутым свитком в руке; он и пророк Осия представлены по сторонам от таблицы канонов, над сценой «Брак в Кане Галилейской». В полный рост, с недлинными седыми волосами и бородой, держащим в левой руке свёрнутый свиток, а правой его благословляющим Иоиль изображён на миниатюре сирийской Библии конца VI – начала VII вв.

 



 
PR-CY.ru