ИОИЛЬ - Страница 16

Слова Иоиля, обращённые к священникам (Иоил. 1:13; 2:15–16), по мысли Григория Богослова, должны призывать пастырей церкви к отказу от роскоши во времена бедствий народа и к строгому посту с плачем и покаянием. Стихи Иоил. 2:12–15 служат указаниями для проведения богоугодного и священного поста. На Западе слова «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» (Иоил. 2:12) c V в. начинают использоваться в качестве введения к проповедям во время Великого поста, что указывает на литургическое употребление этого стиха. Стих Иоил. 2:28–32 об излиянии Святого Духа является наиболее часто употребляемой цитатой в традиции древней церкви, поскольку его интерпретация как пророчества относительно снисхождения дара Святого Духа на апостолов уже была задана в Деян. 2:17–21. Соотнесение с книгой «Деяния святых апостолов» отсутствует только в комментариях Ефрема Сирина, который истолковывает смысл пророчества как избавление от Синахериба во времена царя Езекии или от рабства сатаны через Иисуса Христа (так же эти слова понимает Исихий Иерусалимский). Тертуллиан первым в христианской письменности соотносит Иоил. 2:30 с Лк. 21:27–28, демонстрируя преемственность эсхатологических обетований Ветхого и Нового Заветов. На основании цитирования Иоил. 2:28 в Новом Завете св. отцы акцентируют внимание на универсальном, вселенском характере излияния Святого Духа, дар Которого отныне доступен не отдельным пророкам, а всякому верующему во имя Спасителя. При этом «…не всякий, кто получил Духа Святого, тотчас же будет иметь и благодать Духа, но через излияние Духа Святого получит различные дары». Дар Святого Духа предназначен для «всех вообще достойных принять». Климент Александрийский приводит Иоил. 2:28, чтобы продемонстрировать превосходство христианства над языческой философией: хотя языческие философы и считали разум, данный человеку, божественным дарованием, христиане получили сверх него дар Святого Духа. Выражение «всякая плоть» (Иоил. 2:28) подчёркивает всеобщий характер этого обетования и указывает в соответствии с его библейским словоупотреблением на всё человечество и на все народы, а не только на иудеев, но ни в коем случае не относится к миру животных. Исполнение этого пророчества во Христе знаменует прекращение пророчества в Святом Духе в еврейском народе и переход Дара Святого Духа к христианской церкви, собранной из всех народов, и в то же время Иоил. 2:28 используется христианскими апологетами в полемике с Маркионом как пример единства и непрерывности действия двух заветов. Афанасий Александрийский приводит Иоил. 2:28 с отсылкой к библейскому словоупотреблению, чтобы объяснить значение слова «плоть» и показать, что слова из Евангелия от Иоанна «и Слово стало плотию» (Ин. 1:14) указывают на совершенное боговоплощение Логоса.

 



 
PR-CY.ru