ИОИЛЬ - Страница 14

В раннюю эпоху христианской письменности исследователи обнаруживают незначительные заимствования из «Книги пророка Иоиля». Из раннехристианских апологетов только Феофил Антиохийский использовал Иоил. 2:16 при рассуждении о необходимости воплощать в жизнь идеалы социальной справедливости согласно учению Ветхого Завета, а Иоил. 2:28 цитировал мученик Иустин Философ в «Диалоге с Трифоном Иудеем». Более часто цитаты из «Книги пророка Иоиля» появляются у Иринея Лионского, Тертуллиана и Климента Александрийского. В основном, «Книга пророка Иоиля» присутствует в раннехристианской литературе в виде непрямых парафраз. Подробное истолкование «Книги пророка Иоиля» появляется только с конца IV в., когда были составлены полные комментарии в рамках толкований на собрание книг 12 малых пророков. Иероним Стридонский является автором одного из самых подробных комментариев на «Книгу пророка Иоиля»; среди его источников (как и на собрание книг малых пророков в целом) был несохранившийся комментарий Оригена. Из комментариев Оригена на «Книгу пророка Иоиля» исследователи обнаружили и опубликовали только небольшой отрывок в папирусе IV–V вв., содержащий истолкование Иоил. 1:6–8. На латинском языке также сохранился небольшой комментарий Юлиана Экламского на Книги пророков Осии, Иоиля и Амоса (долгое время этот текст был известен под именем Руфина Аквилейского). Юлиан широко использовал в комментарии труд Иеронима Стридонского, а также обращался к творениям Оригена. Комментарий Кирилла Александрийского, по мнению исследователей, частично зависит как от комментария Иеронима Стридонского, так и от несохранившихся комментариев Оригена. К этой традиции истолкования примыкает сохранившийся лишь во фрагментах схолий комментарий Исихия Иерусалимского. Также от комментария Исихия Иерусалимского сохранились отдельные главы на «Книгу пророка Иоиля» с кратким изложением содержания книги. Одним из наиболее ранних сохранившихся комментариев на «Книгу пророка Иоиля» на греческом языке исследователи считают комментарий Феодора Мопсуестийского, который оказал существенное влияние на комментарий Феодорита Кирского. Также в катенах сохранились анонимные 95 фрагментов на собрание книг малых пророков, которые Ф. Дикамп атрибутировал Ипатию Эфесскому, десять из них содержат комментарий на «Книгу пророка Иоиля». На сирийском языке сохранился комментарий Ефрема Сирина, но его подлинность у исследователей вызывает сомнения. Среди корпуса сирийской христианской литературы IX в. есть полный комментарий на «Книгу пророка Иоиля» восточно-сирийсского автора Ишодада Мервского (в качестве образца для своего комментария он использовал труд епископа Феодора Мопсуестийского).

 



 
PR-CY.ru