ИОИЛЬ - Страница 12

Наибольшее число аллюзий на «Книгу пророка Иоиля» в Новом Завете связано с текстами эсхатологического и апокалиптического содержания: 1) звук трубы, сопровождающий наступление дня Господня (Иоил. 2:1), становясь предвестником наступления последних времён (1 Кор. 15:52), сопровождает явление Господа в Его Второе пришествие (1 Фес. 4:16) и открытие печатей семью ангелами Апокалипсиса (Откр. 8:6–11:19); 2) использование эпитета «близко» или «близок» по отношению ко дню Господню (Иоил. 1:15; 2:1; 3:14) повторяется в евангельской притче о смоковнице в схожем контексте (Мф. 24:32–33; Мк. 13:29); 3) слова из Иоил. 2:26 «и до сытости будете есть и насыщаться» перефразированы и дополнены в заповеди Нагорной проповеди: «Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь» (Лк. 6:21) – и в рассказах о насыщении множества (Мф. 13:13–21; Лк. 9:10–17; Ин. 6:1–14); 4) описание Суда над народами (Иоил. 3:1–14) отражается в словах о последнем Суде Сына человеческого над народами, который отделит праведников от грешников (Мф. 25:31 сл.); 5) космические катаклизмы – знамения на небесных светилах (Иоил. 2:30–31) – становятся знамением последних времён в Мф. 24:29, Лк. 21:25 и Откр. 8:12, а содрогание неба и земли от гласа Господня (Иоил. 3:16) цитируется в послании к Евреям апостола Павла (Евр. 12:26); 6) призыв Иоиля пустить «в дело серпы» (Иоил. 3:13) для снятия жатвы в пришествие дня Господня перефразируется в евангельской притче о посеве и всходах (Мк. 4:29; ср.: Откр. 14:14–16). В контексте этих стихов собирание жатвы с виноградников в «Книге пророка Иоиля» трансформируется в сбор зерна, при этом в евангельском варианте снимается негативный оттенок, присущий Иоил. 3:13, который, однако, затем появляется в более устрашающих образах в Откр. 14:17–20, где виноградная жатва бросается в великое точило гнева Божия, полное крови; 7) сравнение саранчи с конями (Иоил. 2:4–5) используется в изображении апокалиптического войска саранчи, которое настигнет людей в последние времена; описание приобретает более демонические и устрашающие черты (Откр. 9:7–9): в «Книге пророка Иоиля» это устрашающее полчище оказывается войском Господним (Иоил. 2:11), в «Откровении Иоанна Богослова» оно возглавляется ангелом бездны – Аваддоном (Откр. 9:11).

 



 
PR-CY.ru