ИОИЛЬ - Страница 11

«Книга пророка Иоиля» в Новом Завете служит одним из самых наглядных примеров экзегезы Священного Писания. Эсхатологическое обетование Иоиля об излиянии Духа в последние дни (Иоил. 2:28–32) легло в основу проповеди апостола Петра в день Пятидесятницы (Деян. 2:14–41). Использование этого отрывка в Новом Завете подчинено апологетическим целям: апостол Пётр ссылается на слова Иоиля как на авторитетный текст, объясняющий поведение просвещённых Святым Духом и говорящих на иных языках христиан, некоторые из иудеев приняли их за напившихся сладкого вина галилеян. Пророчество Иоиля становится ключом к пониманию провозвестия о Христе в собрании ранней церкви, составленной преимущественно из иудеев. Слова Иоиля в Новом Завете (Деян. 2:17–21) сохранились в двух редакциях, одна из которых отличается от текста LXX (Иоил. 2:28–32a). Эти отличия отражают богословский замысел евангелиста Луки и касаются следующих моментов: 1) Деян. 2:17 начинается со слов «и будет в последние дни» вместо «и будет после того» в «Книге пророка Иоиля»; в конце этого стиха добавлено «и юноши ваши будут видеть видения»; в Деян. 2:18 уточняется, что Святой Дух изольётся «на рабов Моих и на рабынь Моих» вместо «на рабов и на рабынь»; в Деян. 2:19 чудеса и знамения будут показаны «на небе вверху и… на земле внизу» вместо чудес на небе и на земле в Иоил. 2:30. Фраза из Иоил. 2:32 «всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» в Рим. 10:13 используется по отношению к Господу Иисусу Христу и становится выражением древней молитвенной и аскетической христианской практики. Дар Святого Духа уготован отныне тем, кто принесут покаяние и примут крещение во имя Господа Иисуса Христа, призывание имени Которого становится отныне спасительным (Деян. 2:38). Слово «Господь», которое в тексте «Книги пророка Иоиля» Септуагинта (LXX) передавало священное имя Господа, в Новом Завете указывает на имя Иисуса Христа. Апостол Павел использует Иоил. 2:32 в качестве довода, служащего обоснованием равенства иудеев и эллинов в деле спасения (Рим. 10:13). При этом (поскольку Иоил. 2:32 цитируется в краткой форме, без окончания этого стиха – «ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение...»), его употребление в Новом Завете становится обоснованием универсализации места богослужебной практики древних христиан, которая больше не связана с конкретным местом. Необходимым условием для богослужения является, прежде всего, исходящая от сердца праведная вера в Господа Иисуса Христа (Рим. 10:6, 9, 13).

 



 
PR-CY.ru