ИИСУС СЫН ИОСЕДЕКОВ

ИИСУС СЫН ИОСЕДЕКОВ – тридцатый первосвященник Иудейский, внук первосвященника Сераии, казнённого Навуходоносором в Ривле (четвёртая книга Царств (25и далее). Известен как духовный представитель иудейской общины, переселившейся, в силу указа персидского царя Кира из Вавилона в Иерусалим, в 537 г. до н.э. Вместе с Зоровавелем, сыном Салафиилевым, из царского рода Давидова, гражданским представителем общины, оба они были, как полагают исследователи, главными руководителями всего великого дела возвращения пленников на родину, восстановления храма, возобновления богослужения, упорядочения и организации управления в общине. Оттого в Священном Писании везде при описании этих событий имя Иисуса, сына Иоседекова, иерея великого, следует неразлучно за именем Зоровавеля, сына Салафиилева, который именуется везде на первом месте. Впрочем, по мнению исследователей, было бы большой ошибкой думать, что Зоровавель и Иисус (вместе или отдельно) имели значение национального главы переселенцев. От этого предположения удерживают уже самые списки переселенцев, с неслучайною осторожностью характеризующие их как пришедших «с Зоровавелем, Иисусом, Неемиею, Азариею, Раамиею, Пахманием, Мардохеем, Билшаном. Мисферфом, Вигваем, Нехумом, Вааною» (первая книга Ездры; 2:2; Неемии 7:7, 12:1). Что ни Зоровавель, ни Иисис не отличены здесь никаким особым титулом, исследователи не могут не признать важным; ясно отсюда, что эти 12, уже в Вавилонии, имели равное значение среди возвращающихся. Это были главы колен, влиятельнейших иудейских родов; они, представляя вместе аристократическую коллегию, сообща организовали дело переселения. Зоровавель и Иисус здесь являются, очевидно, только как «первые между людьми». Совершенно вне заметного влияния их оперирует коллегия 12 старейшин, вырабатывавшая основы всей внутренней жизни общества и радевшая непосредственно об охранении их целости. Эти «старейшины» или «старцы иудеев» беспрестанно выступают наиболее действующими лицами в первой книге Ездры. К ним обращается персидский сатрап с запросом относительно полномочий на построение храма; к ним направляется подтверждение Дарием этих полномочий; они представляются главными строителями храма; и с ними же, наконец (а не с первосвященником, например) сносятся впоследствии Ездра и Неемия. Подле этой коллегии 12-ти, как показывает история Ездры, стояло ещё «народное собрание». Таким образом, это поясняет и подтверждает мысль Иосифа Флавия, что в Иерусалиме был введён «полуаристократический, полуолигархический строй правления». При этой естественности возвращения именно к такому древнесемитическому устройству правления, после устранения царства, вполне понятно также, что представитель рода Давидова, которого украшала слава прошедшего и возвеличивали пророческие картины будущего, называется везде во главе этих 12, и рядом за ним представитель рода священнического – садокитянин, самостоятельно от царского представителя олицетворявший жизненное значение и целость важнейших заветов нации.

 



 
PR-CY.ru