ИУДЕЙСКОЕ ЦАРСТВО

ИУДЕЙСКОЕ ЦАРСТВО – название южной половины еврейской монархии после её распадения (после смерти Соломона) на два самостоятельных царства – Иудейское и Израильское. Колено Иуды, несмотря на восьмидесятилетнее сожительство с остальными израильскими коленами под властью Давида и Соломона, не слилось с ними настолько, чтобы действительно составить с ними единую нацию. Только мощь Давида и мудрость Соломона ещё могли объединять их; обыкновенный же правитель из Иудина колена должен был неминуемо привести к разрыву между ними. Этому способствовало и следующее обстоятельство. В эпоху блестящих войн Давида, когда военная добыча стекалась в Иерусалим в огромном количестве, ни царь для своего содержания, ни само государство не нуждались ни в каком податном обложении народа, т.к. все нужды покрывались из этой добычи. В это время израильские колена не только не платили никаких налогов в пользу казны, но ещё сами пользовались из этой добычи. В царствование же Соломона, хотя и стекались богатства в Иерусалим благодаря развитию торговли и мореходства, но любовь к роскоши и грандиозным постройкам, которую проявлял Соломон, требовала огромных затрат, и понадобилось прибегнуть к народному обложению; в этом отношении иудейская область, в которой жил сам царь, находилась, по мнению исследователей, в положении привилегированной области, что не могло не обратить на себя внимание прочих израильских колен. Конечно, пока на израильском престоле сидел Соломон, израильские колена воздерживались от какого бы то ни было выражения неудовольствия. Личность самого царя (как и его внешняя политика), направленная к возвышению престижа израильского имени среди других народов, и внутренняя деятельность, выражавшаяся в создании центрального храма, наконец, его строительные предприятия и торговая политика, всё это импонировало израильтянам и удерживало их от каких-либо протестов. Но когда воцарился сын Соломона – Рехабеам (Ровоам), человек ограниченного ума, накопившееся неудовольствие должно было повести к окончательному разрыву. Рехабеам, явившись в Сихем, резко и гордо отверг просьбы израильских колен об уменьшении налогов и заявил, что он намерен ещё увеличить бремя этих налогов, и что он не остановится ни перед какими мерами. В данном случае молодой царь действовал под влиянием воинственной группы молодых приближённых, которые настаивали на отказе израильтянам в каком бы то ни было облегчении, тогда как старые советники, напротив, предлагали не раздражать их и, по мере возможности, пойти навстречу их желаниям и просьбам. Таким образом, взяло верх мнение молодой группы, и в результате сихемских переговоров появился разрыв между Иудиным и прочими израильскими коленами, образовалась пропасть, которая разъединила единый израильский народ на «дом Иуды» и «дом Израиля» (см. Израильское царство). Таким образом, за Ровоамом осталось только два колена – Иудино и Вениаминово; но в колене Иуды сосредоточилась вся историческая слава народа, с его столицей и общенародной святыней – храмом, и, несмотря на кажущуюся слабость, оно обнаружило большую историческую  живучесть и просуществовало дольше Израильского царства (с 980 по 588 гг. до н.э.).

 



 
PR-CY.ru