ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО - Страница 9

Всеизраильское царство распалось на царства Северное (или собственно Израильское) и Южное (или Иудейское). Первым правителем Израильского царства был эфраимит Иеробеам, сын Небата, человек недюжинных способностей и храбрый воин; на него обратил внимание ещё Соломон, сделав его надсмотрщиком над всеми работами, которые он производил. Ещё при жизни Соломона Иеробеам пытался поднять восстание северных колен, однако в этом его постигла неудача, и он был вынужден бежать к египетскому царю Шешонку, у которого нашёл убежище. После смерти Соломона он вернулся на родину, снова стал во главе восстания уже против Рехабеама и на этот раз достиг отделения Северного царства от Южного. Правление Иеробеама носило бурный характер. Политические и религиозная реформы были наиболее выдающимися моментами его царствования. Иеробеаму необходимо было отвлечь израильтян от паломничества в Иудею, в частности в Иерусалим, где был храм. Созданные им два религиозных центра (в Бет-Эле и Дане) должны были играть роль иерусалимского храма. Воздвигнутые здесь тельцы (золотые или позолоченные) служили, по мнению исследователей, одновременно и символами Бога, и национальным израильским гербом, т.к. и тот, и другой могли и должны были, по мысли Иеробеама, напоминать израильтянам их политическую и религиозную независимость от ненавистного Иудейского царства. Готовившаяся в это же время война между Северным и Южным царствами не произошла только потому, что египетский фараон Шешонк напал сначала на Иудею и отвоевал там много городов, а потом, как полагают исследователи, и на Израильское царство, вероятно, также пострадавшее от этого вторжения. Войны Иеробеама с Абиамом не имели значения ни для одной из сторон. Исследователи не сомневаются, что во все время царствования Иеробеама личность его настолько импонировала подвластному народу, что как в армии, так и в самом народе не возникало даже мысли о каком-нибудь мятеже. Исследователи полагают также, что в глазах народа его охраняло не только выдающееся участие в восстании против Рехабеама, но и уверенность, что он, как сообщает летописец, был предназначен в израильские цари самим Господом Богом через пророка Ахию. Но как только Иеробеам умер, в Израильском царстве, уже больше не сдерживаемом властной рукой сильного правителя, стала разгораться анархия, вернее, ряд дворцовых революций, в которых видное участие приняла армия. Сын царя Надаб (955 г. до н.э.), процарствовав два года, был убит мятежником иссахаритом Баешей, который объявил себя царём в Тирце, ставшей столицей Израильского царства вместо древнего Сихема ещё в конце царствования Иеробеама. Чтобы обезопасить себя на обагрённом кровью престоле, он истребил всю династию Иеробеама, а чтобы оберечь своё царство от набегов Иудеи, где правил тогда Аса, вступил в союз с арамейцами, которые, однако, вскоре изменили ему. Планы Баеши заключались в том, чтобы раздвинуть южные границы Израильского царства на счёт иудейских владений, но это ему не удалось. После него на израильском престоле сменяется ряд царей, пока трон не переходит к полководцу Омри, родоначальнику династии Омридов. Это был царь, во многом напоминавший Давида талантами полководца и творческими способностями правителя.

 



 
PR-CY.ru