ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО - Страница 11

В царствование сына Ахаба, Ахазии, Моаб отложился от Израильского царства во главе со своим царём Мешей. Экспедиция Иегорама в эту страну вместе с Иегошафатом и осада Кир-Моаба не привели ни к каким результатам; ещё печальнее для израильского Иегорама кончилась его война с дамасским царём Хазаилом, который разбил его; во время этого сражения Иегорам был ранен и, отправляясь залечить свою рану в Изреель, оставил командование над войсками одному из своих военачальников – Иегу. Летописец рассказывает, что тогда-то в лагерь явился от имени пророка Элиши некий молодой пророк, вызвал Иегу, увёл его в отдалённый покой, помазал его в израильские цари, внушил ему истребить дом Омри и так же незаметно исчез, как и явился. Исследователи полагают, что здесь изображается та роль пророков, которую они, несомненно, играли в деле свержения династии Омридов. Исследователи не сомневаются, что это антидинастическое движение было вызвано пророками; их ненависть к Омридам, одинаково относившимся к культу Единого Бога и какого-нибудь Баала, и недовольство социально-экономическими реформами, которые повлекли за собой неравенство классов, обогащение одних и обеднение других, достигли теперь крайних пределов. Пророки воспользовались первым представившимся случаем нанести удар ненавистной династии. Без пощады новый помазанник Иегу уничтожил весь «дом» Омридов и этим, согласно легенде, привёл в исполнение то, что некогда предсказал Господь чрез пророков. Впрочем, значение Иегу для Израильского царства ограничилось только тем, что он стал орудием уничтожения ненавистной династии; во всех других отношениях это был правитель бесцветный, при котором даже дамасский царь снова отторг от израильской территории почти все восточно-иорданские владения. Военный престиж Израильского царства вновь поднялся лишь в царствование израильского Иегоаша, который трижды разбил Бен-Гадада и отнял у него все владения, некогда принадлежавшие израильтянам. Из сражения с иудейским Амацией он вышел победителем, причём (характерная деталь) кроме заложников, золота, серебра, захватил также сосуды из храма; по мнению исследователей, Иегоаш относился к храму, как к зданию, не имевшему для него никакого религиозного значения, а это показывает, что религиозная рознь обоих народов достигла уже крайних пределов. Особенно великим было могущество Израильского царства при внуке Иегу – Иеробеаме II, искусном полководце, весьма счастливом во всех своих начинаниях. Его 60-летнее царствование (830–769 гг. до н.э.) напомнило израильтянам блестящее правление Давида и великолепные дни Соломона. Исконный враг Северного царства (арамейцы) первыми почувствовали могущественную руку нового израильского правителя. Источники не сохранили подробностей этих войн, и только по результатам исследователи судят об их обширности. Иеробеам II взял Дамаск и проник далее до Хамата, который он также присоединил к своим владениям; все многочисленные мелкие племена, которые жили на обширном пространстве между Ливаном и Евфратом и до тех пор были подчинены Араму, после этого отошли к Северному царству и стали его данниками.

 



 
PR-CY.ru