ИЕГОВА

ИЕГОВА, Яхве, Йахве, Ягве (славянское русское Господь) – собственное имя Бога (Израилева) в Ветхом Завете, священнейшее и типичнейшее из всех ветхозаветных имён Божьих, с которым выступил на сцену истории  еврейский народ. Около этого имени объединилось сначала в родовой, а потом политический союз племя сынов Израиля, национальным Богом которого потом и стал Иегова (Суд. 11:23–24). В массе народа долго сохранялись старые верования, связанные с другими именами, которые только в результате долгого исторического процесса частью исчезли, частью слились с религией Ягве. Это слияние старого с новым тесно связано с другим процессом, в результате которого Иегова в представлении евреев из бога пленении стал Богом вселенной, каким он является в религии пророков и в послепленный период. Исследователи с большой вероятностью предполагают, что вначале Иегова почитался одним из племён, вошедшим потом в состав еврейского союза (Суд. 1:16), которое кочевало около горы Сеира-Хорива в области Кадиш-Варны в стране идумейской, к югу от Палестины. Здесь Ягве впервые открывается Моисею во время его пребывания у мадианитского жреца Иофора (Исх. 3; 7:16). Эта гора и впоследствии считалась местопребыванием Ягве. Наряду с Хоривом в предании местопребыванием Ягве считается гора Синай. Некоторые исследователи считают это более поздней версией предания. После появления кодекса закона (621 г.) имя Ягве стало постепенно окружаться священной тайной. Потом стало считаться богохульством простое произнесение его имени. Вследствие этого имя Ягве вышло из употребления и было заменено другими, нарицательными именами, главным образом. Адонаи. В греческом переводе оно обозначено словом «Господь». С течением времени утратилось само произношение еврейского слова, т.е. вокализация составляющих его четырёх согласных, и раввины-толкователи, а вслед за ними гуманисты-гебраисты стали вокализовать их гласными слова Адонаи, откуда и произошло имя Иегова. Этимологическое объяснение имени Иегова как «Я есмь сущий» (Исх. 3:13–14) – от корня «hava-» – «быть» – не является единственным. Исследователи полагают, что в иудейском предании тетраграмма имени Божия «Иегова» представляется собственным именем (schem hammejuchad) Бога Истинного – в отличие от нарицательных имён Его, общих Ему с другими, языческими богами; существенным (schem havajah), т.е. обозначающим самое существо или абсолютное бытие Бога, а не отдельные свойства пли качества Его; раздельным, ясным или просто именем (haschem) по преимуществу (обозначением самого лица, а не какого-либо эпитета). Точное и верное произношение этого священнейшего имени традицией совершенно утеряно. Суеверный страх у послепленных иудеев пред этим именем, которое у них как бы отожествлялось с самим непостижимым существом Божьим, вызвал стремление – сначала возможно более ограничить употребление сего имени, а затем и прямо признать его непроизносимыми.

 



 
PR-CY.ru