ИШМАЭЛЬ БЕН ЭЛИША

ИШМАЭЛЬ БЕН ЭЛИША (конец I – начало II вв.) – иудейский законоучитель, книжник, один из наиболее почитаемых представителей третьего поколения таннаев. Согласно Талмуду, Ишмаэль бен Элиша вырос в Галилее в священнической семье (исследователи предполагают, что был сыном или внуком первосвященника). После подавления антиримского восстания (66–70 гг.) в качестве пленника был увезён в Рим. Раввин Иошуа бен Ханания, приехавший в Рим, чтобы добиться смягчения участи евреев Палестины, обратил внимание на талантливого юношу и выкупил его, привёз Ишмаэля бен Элиша в Палестину, и тот стал его учеником. По преданию, Иошуа бен Ханания называл своего воспитанника «братом», так же называли его и сверстники. В иешиве в Ямнии Ишмаэль бен Элиша проявил себя как способный толкователь Писания. Его учителем был Нехунья бен ха-Кана. Несмотря на то что Ишмаэль бен Элиша жил в Кефар-Азизе близ Хеврона на границе с Идумеей, он стал одним из выдающихся членов Ямнийского Синедриона. Оппонентом Ишмаэля бен Элиша в вопросе иудейской герменевтики был рабби Акива, его ближайший друг. Их споры касались принципов толкования галахических (законодательных) постановлений, написанных Акивой; Ишмаэль бен Элиша сформулировал так называемый миддот – 13 герменевтических принципов, определяющих связь галахических постановлений с Писанием. В их основе лежат семь принципов Гиллеля, которые Ишмаэль бен Элиша развил и доработал. Несмотря на чрезвычайно простое и логичное толкование трудных мест Писания, Ишмаэль бен Элиша считал невозможным буквальное понимание текста. Разработанные им герменевтические принципы вошли в употребление благодаря его ученикам и повлияли на развитие галахи. Личность и сочинения Ишмаэля бен Элиша оставили значительный след в традиции агады и мидраша, в Талмуде сохранилось много притч и изречений, приписываемых Ишмаэлю бен Элиша. Например, по преданию, именно он одним из первых составил галахический мидраш на книгу «Исход» и вместе с учениками написал значительную часть мидрашей Сифре к книгам «Левит», «Числа», «Второзаконие». Еврейские мистики, авторы произведений в жанре хехалот, часто ссылались на произведения Ишмаэля бен Элиша или цитировали их в своих книгах. Так, например, как главный персонаж он ведёт повествование в «Третьей книге Еноха». Ишмаэль бен Элиша, согласно Талмуду, был добрым и отзывчивым человеком, помогал бедным и нуждающимся. Сторонник аскетической жизни, он, тем не менее, считал, что простых людей не следует излишне отягощать ограничениями. В виду опасности ассимиляции еврейского народа после потери им государственности, предметом его особой заботы были брачные союзы молодых евреев, которых Ишмаэль бен Элиша поддерживал материально. Талмуд свидетельствует о его крайне негативном отношении к евреям, принявшим христианство. Время и место кончины Ишмаэля бен Элиша точно не известны. Исследователи полагают, что он умер ещё до восстания Бар-Кохбы, однако некоторые еврейские учителя следующих поколений утверждают, что Ишмаэль бен Элиша был одним из десяти мучеников, убитых по приказу императора Адриана. В трактате раввина Натана Ишмаэль бен Элиша, владевший тайной имени Бога, был перед казнью вознесён на небо, где архангел сообщил ему, что его мученическая смерть и смерть его товарищей предопределены Самим Богом. По другой версии, во время казни был умерщвлён его тёзка, также происходивший из священнического рода.

 
PR-CY.ru