ИБН ГЕБИРОЛЬ Соломон - Страница 5

В свою очередь, чувства регулируются четырьмя физическими элементами, или свойствами (тепло, холод, влажность, сухость), и подобно тому, как эти свойства могут видоизменяться под влиянием друг друга, так же можно контролировать и качества человеческой души, обращая её к добру или ко злу. Чтобы усовершенствовать свою душу, человек должен тщательно изучить её, знать её особенности, приучить себя уклоняться от увлечённости материальным и преходящим, устремляя свои чувства к духовному и возвышенному. В этом и заключается счастье человека. Ибн Гебиролю приписывается авторство сборника этических изречений и пословиц «Отборные жемчужины» («Мухтар ал-джавахир»; ивр. «Мивхар а-пниним»), а также сохранившегося лишь в латинском переводе трактата «О душе» («De anima»), хотя ряд исследователей и сомневаются в его принадлежности Ибн Гебиролю. Ибн Гебироль – автор сотен гимнов и покаянных молитв, он первым из еврейских поэтов использовал метрику арабской поэзии как в литургических, так и в светских стихах на иврите. Исследователи отмечают, что его стихотворения рифмованны, каждая строка оканчивается на один и тот же слог; большая часть его стихов не сохранилась. Ибн Гебироль в поэтической форме выражает некоторые философские и этические идеи из своих трактатов – стремление к духовным ценностям, к познанию, доходящее до аскетизма уклонение от суеты и мирских дел. Он превозносит своих покровителей за щедрость и доброту, сравнивая их с красотой и изобилием благ природы. Особую известность принесли Ибн Гебиролю его религозные стихотворения, многие из них вошли в сефардские, ашкеназские и даже караимские молитвенники. Литургическая поэзия сделала Ибн Гебироля главным религиозным поэтом испанского еврейства, воспевающим страстное стремление изгнанного еврейского народа к возвращению в землю обетованную. В этих стихотворениях особенно проявился мистицизм Ибн Гебироля, не столь очевидный в его философских текстах. Вера в скорое пришествие Мессии, проникновение в глубинные тайны творения, медитативно-экстатическое состояние общения с Творцом являются постоянными темами его религиозных гимнов. Философские идеи Ибн Гебироля, не воспринятые еврейской религиозной традицией, нашли отражение в литургической службе на Йом-Киппур – праздника покаяния и искупления. В богослужение этого дня вошла наиболее значительная поэма Ибн Гебироля «Царская корона». В сущности, по мнению исследователей, это – философский трактат в стихах, изображающий Божественную Славу и её действие во всех мирах, а также описывающий сотворение и строение мира от земной сферы до Престола Славы. Поэма – гимн единому Богу: через весь текст проходит мысль о том, что все атрибуты, приписываемые Богу, являются порождением интеллекта и не существуют в реальности. Космологические и мистические идеи, выраженные в поэзии Ибн Гебироля, отличаются от его философских построений не только формой и стилем выражения, но и укоренённостью в еврейской религиозной традиции, прежде всего, в еврейской мистике: это и ранние гностические мидраши («Пиркей р. Элиэзер» и др.), и «Книга Творения» («Сэфер йецира»), и «Литература Чертогов» («Пиркей Хехалот»). Исследователи полагают, что на поэзию Ибн Гебироля оказала влияние и суфийская исламская поэзия.



 
PR-CY.ru