ИЛИЯ БЕН ШЛОМО ЗАЛМАН - Страница 2

Будучи знатоком каббалы, он видел большую опасность для единства веры в идеях о превосходстве мистического знания над галахическим; кроме того, он не принимал изменений в молитвенной практике и обрядах, внесённых хасидскими учителями. В начале 1770 гг. под влиянием Илии в Вильно были закрыты хасидские молельни, книги из них сожжены, а хасиды отлучены от общины. В 1772 г. лидеры виленского еврейства послали во все крупные еврейские общины письма, призывавшие поступать с хасидами так же, как это сделали в Вильно, и следить за ними до тех пор, пока они не раскаются. Документ об отлучении хасидов был издан в Вильно в начале 1780 гг. Город стал центром движения против хасидизма (так называемого митнагдима). Несмотря на неоднократные попытки лидеров хасидов встретиться с Илиёй и объяснить ему свою позицию, он отказывался от общения с ними, объявив их (в частности, раббе Шнеура Залмана) еретиками и пантеистами и призвав благочестивых евреев не заключать браки с хасидками. В свою очередь, в хасидской среде распространялись сплетни, порочащие Илию, в результате чего его жизнь в общине осложнилась. Так, в конце 1780 гг. по ложному обвинению он был заключён на некоторое время в тюрьму. Илия удостоился наименования Гаон, которое носили во второй половине I тыс. н.э. главы раввинских академий в Вавилонии. Аскетизм, скромность и праведность принесли ему ещё одно почётное прозвание – Хасид, поскольку именно он, по мнению современников, воплощал идеалы еврейского благочестия (хасидут). Святой праведник и мудрец, он стал одним из наиболее влиятельных учителей иудаизма, основоположником и символом литовского («литвацкого») ортодоксального иудаизма, прославившегося в последующие два века учителями и подвижниками, которые следовали разработанному Илиёй кодексу поведения, нормам и обрядам (так называемый минхаг ха-Гра). В 1808–1812 гг. три группы учеников Илии с семьями (всего около 500 человек) переселились в Палестину, обосновавшись сначала в Цфате (Верхняя Галилея), затем в Иерусалиме. Назвав себя «прушим» (отделёнными, т.е. оставившими все земные блага ради изучения Торы), они стали первыми организованными переселенцами из Европы в Святую землю в Новое время и сыграли значительную роль в истории её заселения евреями. В многочисленных сочинениях и комментариях Илия затрагивал все области знания, так или иначе связанные с иудаизмом (мидраши, мистические тексты, в том числе «Сефер йецира», Зохар (Зогар) и др., галахические кодексы, в частности «Шулхан Арух», литургическая литература, медицина, астрономия и другие науки). В основе его мировоззрения лежало убеждение в вечности и универсальности Торы, неслучайности и исключительной важности каждой её буквы. Считая, что Тора имеет фундаментальное значение для всего мироздания, и в особенности для жизни человека, он не признавал никаких изменений или послаблений в исполнении заповедей и предписаний.

 



 
PR-CY.ru