ИОСИЯ - Страница 6

На восточном склоне Иерусалима, за городскими стенами, была обнаружена небольшая пещера, ограждённая массивной стеной и идентифицируемая как культовое место. Выше пещеры располагалось небольшое помещение с двумя вертикально поставленными камнями. Этот культовый комплекс был интерпретирован Кэтлин Мэри Кеньон как «святилище религиозных диссидентов», не принявших реформы Иосии. Пещера, по мнению исследователей, была хранилищем приношений, а малое помещение – местом совершения жертвоприношений. Исследователи полагают, что в комплекс святилища входила и большая пещера, расположенная в 10 м южнее. Среди культовых находок в пещере – сосуды, кадильницы, фигурки богини-матери, фигурки «солнечных коней» (свидетельство ассирийского влияния). Однако ненадёжность датировки комплекса (К.М. Кеньон датировала его серединой VIII в. до н.э.) позволяет исследователям предположить, что он мог возникнуть и столетием раньше, при реформе царя Езекии. Четыре алтаря (без рогов), найденные в городе царя Давида и интерпретируемые как домашние культовые подставки для каждения, исследователи надёжно датируют началом VI в. до н.э., они свидетельствуют о возвращении части израильтян к языческой культовой практике вскоре после гибели Иосии. Тем не менее, археологический материал даёт исследователям достаточно свидетельств позитивных результатов реформ Иосии. В найденной в Лахише военной переписке (так называемых лахишских письмах), надёжно датируемой исследователями 589/588 г. до н.э., часто встречается призывание имени Божия: «Может Яхве…» (использовано в качестве вводной формулы; остраконы II–VI, VIII–IX вв. до н.э.). 14 раз употребляются теофорные имена, но нет элементов имён языческих богов. Также интерес для исследователей представляет найденная в городе царя Давида в Иерусалиме булла с изображением фигур иудейского царя и градоначальника, датируемая концом VII в. до н.э. Фигура, интерпретируемая как царская, не имеет характерных языческих символов в отличие от царских булл предшествующего периода, что косвенно может свидетельствовать, по мнению исследователей, об очищении представлений об источниках царской власти. В 1979 г., при раскопках погребальной пещеры, в месте, известном как Енномова долина (рядом с церковью св. Андрея в Иерусалиме), были найдены две небольшие свёрнутые серебряные пластины, датируемые концом VII в. до н.э., с текстом, написанным палеоеврейским письмом.

 



 
PR-CY.ru