ИОСИЯ - Страница 2

Были разрушены жертвенник в Вефиле и капища высот в городах Самарии, т.е. крупнейшие культовые центры северных колен; по приказу царя также были истреблены медиумы, вызывающие духов предков и ведунов. Реформа увенчалась публичным празднованием Пасхи в Иерусалиме в соответствии с предписаниями «Книги завета» (ср. рассказ 2 Пар. 30 об общенародном праздновании Пасхи по указанию царя Езекии, на которое были приглашены и представители северных колен). Такое централизованное празднование Пасхи согласуется с предписанием Втор. 16:2, 5–6 (однако ср. установления в Исх. 12:1–14, 21–23, согласно которым пасхальная жертва должна была совершаться дома). Рассказ о реформе Иосии во второй Книге Паралипоменон (34:1–35:19), который, по мнению исследователей, зависит от 4 Цар. 22:1–23:28, позволяет исследователям выделить три этапа осуществления религиозной реформы Иосии: в восьмой год царствования (около 632/631 г. до н.э.) юный царь начал «прибегать к Богу Давида» (2 Пар. 34:3); в двенадцатый год (628/627 г. до н.э.) Иосия уничтожил идолопоклоннические жертвенники и объекты в Иерусалиме, Иудее и «по всей земле Израильской» (34:4–7); в восемнадцатый год правления (622/621 г. до н.э.), «по очищении земли и дома Божия», т.е. храма (2 Пар. 34:8; ср. рассказ 2 Пар. 33:15–16 об очищении храма дедом Иосии царём Манассией; в отличие от версии в 4 Цар. 23 подробности очищения храма в 2 Пар. не приводятся), Иосия ремонтировал Иерусалимский храм, в ходе работ первосвященник Хелкия обнаружил «книгу закона Господня, данную рукою Моисея» (2 Пар. 34:14). Ознакомившись с содержанием книги, царь заключил договор пред Господом, обязуясь соблюдать записанные в ней законы, и устроил в Иерусалиме празднование Пасхи и праздник опресноков в течение семи дней. Иосия утвердил постоянное пребывание ковчега завета в храме (2 Пар. 35:3). По его указанию были учреждены священнические череды в соответствии с предписаниями Давида и Соломона (2 Пар. 35:3–5, 10). При Иосии деятельность пророков Софонии и Иеремии во многом способствовала осуществлению проводимых царём религиозных реформ. Об успехе религиозной реформы Иосии убедительно свидетельствуют так называемые лахишские письма (остраконы), которые включают список личных имён, содержащих имя Господа (YHWH) в сокращённой форме, при этом отсутствует именование какого-либо языческого божества. Но, как свидетельствуют пророки Иеремия и Иезекииль, отдельные группы в Иудее и египетской диаспоре какое-то время ещё продолжали совершать языческие обряды (ср.: Иер. 7:18; 44:15, 17–19, 25; Иез. 8:5–16), заявляя, что бедствия обрушились на них именно после того, как они прекратили поклоняться языческим божествам (Иер. 44:18).

 



 
PR-CY.ru