ИОСАФАТ

ИОСАФАТ (около 873/872 – 849/848 гг. до н.э.) – четвёртый иудейский царь, сын царя Асы от Азувы, дочери Салаила (3 Цар. 22:42; 2 Пар. 20:31). В 35 лет Иосафат стал соправителем отца, с 870/869 г. до н.э., после смерти отца, правил единолично; в 855/854 г. до н.э. назначил соправителем своего сына Иорама (3 Цар. 15:24; 22:2–51; 4 Цар. 3:12, 18; 2 Пар. 17:1–21:3). Во внешней политике Иосафат отошёл от линии предшественников и смирился с тем, что северные колена отъединились от Иерусалима после смерти царя Соломона и «заключил мир с царём Израильским» (3 Цар. 22:44). Женил сына и наследника Иорама на Гофолии, дочери (или сестре; см.: 4 Цар. 8:26) израильского царя Ахава. Вместе с союзником Ахавом Иосафат выступил против войска арамеев у Рамофа в Галааде (около 853 г. до н.э.); в этом сражении иудейский царь подвергся смертельной опасности, израильский был убит. Около 852 г. до н.э. Иосафат вместе с сыном и преемником погибшего израильского царя Охозией безуспешно пытался организовать морскую экспедицию из Ецион-Гавера в Эйлатском (Акабском) заливе (2 Пар. 20:35–37; ср.: 3 Цар. 22:48–49). Около 850 г. до н.э. Иосафат и подчинённые ему эдомитяне поддержали другого сына Ахава – царя Иорама, который пытался восстановить власть над мятежным Моавом, отложившимся от Израиля после смерти царя Ахава; несмотря на первоначальный успех, эта кампания провалилась. При Иосафате Иудея подчинила себе Эдом (3 Цар. 22:47; ср.: 4 Цар. 8:20–22; 2 Пар. 21:8–10) и, согласно 2 Пар. 17:2; 19:4, стала контролировать часть территории земель Ефрема; филистимляне и аравитяне присылали иудейскому царю дары (2 Пар. 17:11). Потерпела поражение и коалиция моавитян, аммонитян и обитателей Сеирского нагорья, нападавшая на Иудею (2 Пар. 20:1–29), благодаря тому что Иосафат заранее возвёл крепости, сделал в городах запасы и укрепил Вооружённые Силы (2 Пар. 17:2, 12–19). Израильский археолог Йоханан Ахарони фиксирует во время правления Иосафата (или его отца Асы) строительную активность в Мицпе и Варсавии, а также появление новых крепостей в Араде и Ецион-Гавере. Согласно проведённой Иосафатом судебной реформе, спорные дела и вопросы местных городских судов передавались в верховный суд в Иерусалиме, в котором заседали как священники и левиты, так и главы родов. В религиозных делах судопроизводством руководил первосвященник, а в «царских» (т.е. светских, государственных) – князь дома Иуды. Общий надзор за судопроизводством осуществляли левиты (2 Пар. 19:5–11).

 



 
PR-CY.ru