ИОАХАЗ, Иохаз - Страница 2

Иоахаз (около 609/608 г. до н.э.) – семнадцатый иудейский царь, правивший в течение трёх месяцев, четвёртый сын царя Иосии. Исследователи полагают, что по традиции (как в случае с царями Иехонией, Иоакимом) Иоахаз, который при рождении был назван Селлум (1 Пар. 3:15; Иер. 22:11), при возведении на трон получил царское имя «Господь завладел», содержащее теофорный элемент и указывающее на религиозную реформу его отца. В 1 Езд. 1:34 он ошибочно назван Иехонией. Его матерью была Хамуталь (Амитал – 4 Цар. 23:31). Иоахаз был выбран на царство в возрасте 23 лет «народом земли» (см. ст. Ам-ха-арец), после того как египетский фараон Нехо II убил его отца в сражении при Мегиддо (4 Цар. 23:29; 2 Пар. 36:2). Его восшествие на престол было инициировано влиятельными придворными, которые опирались на устойчивые антиегипетские настроения в народе и выступали за союз с Нововавилонским царством. Около сентября 609 г. до н.э. египетский фараон Нехо совершил поход в Харран, а затем отправился в Сирию и Палестину, чтобы закрепить свои позиции в этом регионе перед столкновением с вавилонянами. Иоахаз был призван фараоном в штаб, расположенный в Ривле на Оронте в Центральной Сирии. Фараон собрал с Иудеи дань, заключил Иоахаза в оковы и отправил в Египет, где царь умер (4 Цар. 23:33–34; 2 Пар. 36:4). Вместо Иоахаза, проводившего антиегипетскую политику, Нехо поставил на трон в Иудее его старшего сводного брата Елиакима, получившего имя Иоаким. Пророк Иеремия горько оплакивал пленение Иоахаза (Иер. 22:10–12). По мнению большинства комментаторов, депортация Иоахаза символически изображена в словах пророка Иезекииля о вскормленном матерью маленьком львёнке, который был пойман и отведён в Египет (Иез. 19:3–4). В этой связи исследователям не вполне понятна оценка в Священном Писании Иоахаза: «...Делал он неугодное в очах Господних...» (4 Цар. 23:32). Исследователи полагают, что (как считает, например, английский исследователь Дж. Грей) эта устоявшаяся модель повествования о царях, используемая здесь по отношению к Иоахазу, отражает состояние его веры или его тайное желание в последний момент предать интересы своей страны. Арестом Иоахаза был отмечен конец периода независимости Иудеи; трагическая судьба царя стала предзнаменованием участи еврейского народа, которому предстояло вскоре оказаться в вавилонском плену. Израильским археологом Нахманом Авигадом была опубликована печать из яшмы с вырезанной на ней надписью: «Принадлежащая Иоахазу, сыну царя». Печать датируется второй половиной VII в. до н.э.ф



 
PR-CY.ru