ИОАХАЗ, Иохаз

ИОАХАЗ, Иохаз – имя двух ветхозаветных царей эпохи разделённого царства.

Иоахаз (около 814 – 800 гг. до н.э.) – одиннадцатый израильский царь, сын и преемник царя Ииуя (4 Цар. 10:35; 13:1–9). Исследователи предлагают две другие датировки его правления: 815–802 гг. до н.э. или 814–798 гг. до н.э. В 4 Цар. 13:1 правление Иоахаза соотносится с царствованием иудейского царя Иоаса (около 835 – 796 гг. до н.э.) и составляет 17 лет (исследователи полагают, что Иоахаз был соправителем своего отца в течение трёх лет). В начале правления Иоахаза страна была ослаблена из-за регулярных военных столкновений с арамейским царством Дамаска, которое, испытывая давление на востоке со стороны ассирийцев, расширяло экспансию на запад, в том числе и в Израиль. В результате сражений Израиль потерял большую часть своей территории, и численность его армии уменьшилась; она составила «пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших» (4 Цар. 13:7). Пророчество из Книги пророка Амоса (Ам. 1:3) о жестокости арамеев, по мнению многих комментаторов, вероятно, отражает события этого периода. Упадок Израиля в правление Иоахаза и его зависимость от арамейского Дамаска также отражены в цикле пророческих историй, связанных с пророком Елисеем (4 Цар. 5–7, особенно 4 Цар. 6:26–30). Избавление Израиля от гнёта арамеев началось в 805 г. до н.э. благодаря военной кампании ассирийского царя Ададнирари III; его войска разграбили и опустошили Дамаск. Сообщение о правлении Иоахаза в четвёртой Книге Царств содержит общепринятую оценку царей Северного царства. Он назван отступником, который «делал неугодное в очах Господних, и ходил в грехах Иеровоама» (4 Цар. 13:2). Однако далее сказано, что когда арамеи притесняли Израиль, Иоахаз помолился «лицу Господню» (4 Цар. 13:4). Таким образом, Иоахаз оказался единственным израильским царём, о котором из Книги Царств известно, что он призвал имя Господа. Господь услышал молитву Иоахаза и даровал израильтянам «избавителя» или «спасителя» (4 Цар. 13:5) от арамеев. Согласно мнению одних комментаторов, этот термин указывает на политическую или военную фигуру того времени, например, на Ададнирари III. Исследователи полагают, что автор 4 Цар. 13:5 предпочитал не именовать ассирийского царя как «избавителя» Израиля по имени. Согласно другой гипотезе, структура этого отрывка повторяет модель рассказа о ходатайстве пред Богом пророка Моисея (Втор. 26:7–9) и даёт исследователям основание предположить, что в этом «спасителе» отражена наиболее яркая пророческая фигура того времени, – пророк Елисей.

 



 
PR-CY.ru