ИОАНН I ГИРКАН - Страница 3

В последние годы правления Иоанн Гиркан всё больше опирался на другую религиозно-политическую партию того времени – саддукеев, которые считали себя священнической элитой и были не менее фарисеев консервативны в религиозных вопросах. Однако, стремясь сохранить свои привилегии, саддукеи поддерживали власть и были более открыты по отношению к эллинизму. Они не пользовались большим авторитетом в народе, но контролировали значительную часть экономики страны. Иоанн Гиркан – первый правитель Иудеи, при котором приблизительно со 110 г. до н.э. после долгого перерыва начали чеканить монеты (чеканка не возобновлялась приблизительно 150 лет со времени указа Птолемея II). Выпускались только мелкие бронзовые монеты, т.к. серебряных рудников в Иудее не было. На семи из десяти известных типов монет Иоанна Гиркана надпись была сделана не арамейским квадратным письмом, а архаическими древнееврейскими буквами. По мнению исследователей, он стремился таким образом подчеркнуть, что его власть восходит к классическому периоду иудейской монархии. Надпись на аверсе большей части известных типов монет Иоанна Гиркана, по мнению большинства современных исследователей, можно перевести как «Иоанн первосвященник и собрание иудеев». Тем самым сомнительный, с точки зрения многих иудеев, первосвященнический статус Иоанна Гиркана мог подкрепляться указанием на авторитет «собрания иудеев», даже несмотря на то что слово для обозначения народа или общины в ранних источниках не употребляется. Наряду с этой надписью на некоторых монетах указывается статус Иоанна Гиркана как «главы собрания иудеев». На реверсе монет не было антропо- или зооморфных изображений, которые могли быть восприняты иудеями как оскорбительные. Всего исследователи выделяют три мотива: перекрещенные рога изобилия (распространённый в птолемеевском и селевкидском царствах символ процветания) обрамляют гранатовый плод (символ дарованного Богом плодородия); другой мотив – изображение большого цветка (лилии или розы). Самым редким было изображение шлема (часто встречается на селевкидских монетах, но может восходить и к библейской символике, см.: Пс. 107:9: «...Ефрем – крепость главы Моей, Иуда – скипетр Мой»).



 
PR-CY.ru