ХЕРЕМ

ХЕРЕМ (букв. «запрет», от евр. «отлучать», «налагать», «запрещение») – объявление живого или неживого объекта запретным, неприкасаемым, иногда обреченным на гибель по причине его враждебности или, наоборот, посвящения Богу. Херему в первом смысле могли подвергаться целые народы и группы евреев, исповедовавших «неправильную» религию. В Торе понятием «херем» обозначаются: 1) израильтяне, перешедшие на сторону чужих богов; 2) идолы и языческая культовая утварь (см. Идолопоклонство); 3) семь языческих народов, населяющих Палестину (хетты, аморреи, ханаанеи, гергесеи, ферезеи, хивеи и невусеи); 4) непосредственные противники еврейского народа; 5) все, что было посвящено частными лицами Богу как херем. Такие предметы не могут быть выкуплены обратно посвятителем, так как обладают наивысшей степенью святости. Согласно Библии, херем в его самой крайней форме, вплоть до истребления грешников, их скота и уничтожения другого имущества, практиковался в очень древние времена, в частности, как наказание за идолопоклонство. Херем мог распространяться как на отпавших от принципов единобожия израильтян, так и на представителей других народов, прежде всего язычников Ханаана. Со временем, в соответствии с учением о раскаянии грешника, он принял характер временного отлучения от общины, налагаемого ее руководством. В талмудический период использовались различные формы херема, самая строгая из которых предусматривала прекращение всякого общения с отлученным, запрещение ему слушать Слово Божие, а тем более – преподавать его. Нередко действие херема распространялось и на всю семью грешника. Его дети изгонялись из школ, жене запрещалось посещать синагогу, умерших родственников не разрешалось хоронить на общинном кладбище, а также запрещалось совершать обрезание новорожденным мальчикам. Особенно часто херему подвергались лжемессии и вольнодумцы. Херем был наложен на изучающих Каббалу в возрасте до 30 лет. В некоторых общинах этому наказанию подвергались даже сочинения Моисея Маймонида и вообще изучение философии. В XVII в. амстердамская община объявила строгий херем философам У. Акосте и Б. Спинозе, что послужило причиной самоубийства первого и разрыва с иудаизмом второго. В XVIII в. руководством Виленской общины херем был объявлен новому тогда движению хасидов (см. Хасидизм). Процедура херема использовалась только в крайних случаях и практически не применяется в наши дни. В Новое время он объявлялся крайне редко. Последним примером его применения может служить херем, вынесенный Иерусалимской общиной в 1893 г. знаменитому лингвисту Элиэзеру бен Иегуде, способствовавшему возрождению иврита в качестве живого разговорного языка. Надо отметить, что иногда решения о хереме преследовало чисто практические цели, регулировавшие реальную жизнь еврейских общин. В этом отношении особое значение имеют решения высокоавторитетного раввина XI в. рабби Гершона из Лотарингии, запретившего под страхом херема многоженство, принудительный развод и чтение чужих писем. Первые два пункта защищали права женщин, а последний – тайну переписки, столь важную для экономической жизни иудейских общин, разбросанных по многим странам политически раздробленной в те годы Европы. Использовался херем и для регулирования экономических отношений между различными еврейскими общинами. Но, пожалуй, самым древним случаем применения херема может служить Каин (см. Авель и Каин).

 
PR-CY.ru