ХАИМ

ХАИМ – жизнь (на иврите, мн. ч.; в ед. ч. не употребляется). Этот грамматический казус раввины объясняют так: жизнь в одиночестве – не жизнь. Она имеет смысл только тогда, когда мы делим ее с другими. Евреи не просто молятся за жизнь (лехаим), они ценят ее и благоговеют перед ней. Этим отношением к жизни иудаизм отличается от христианства, которое подчеркивает слова Иисуса Христа: «Царство мое не от мира сего». То есть для христианина то, что происходит здесь и сейчас, не имеет значения: будущее – вот то, к чему следует обратить помыслы. Иудаизм же учит, что быть недовольным жизнью означает критиковать Господа, который создал ее. Первая оценка мира была дана самим Богом: «И увидел Бог, что все, что Он создал, хорошо». Многие считают, что цель религии – ограничить наслаждение жизнью, сделать ее скучной и суровой. Иудаизм с таким подходом категорически не согласен. Аскетизм (как излишнее воздержание) евреями расценивается как грех: неужели ограничений, которые накладывает Тора, недостаточно? Но если человек пообещал сделать то, что Библия не одобряет, то надо сдержать слово. Однако после выполнения обещания человек должен принести жертву во искупление этого греха, т.е. излишнего воздержания. Суть этой позиции в следующем: люди служат Господу с радостью, а не с самоуничижением, потому что Бог – не садист, и ему не нужны мазохисты. Поэтому, с точки зрения иудаизма, три христианских идеала (безбрачие, бедность и одиночество) считаются грехами. Иудаизм не считает грехом секс, поскольку он является источником всей жизни, а жизнь священна сама по себе. Секс не только разрешен, это – мицва, божественная заповедь. Рай только тогда рай, когда он обитель для двоих. Деньги и вообще богатства хороши потому, что позволяют выполнять множество мицвот. Богатство – это не корень всех зол, а источник благословения, если оно потрачено правильно. В иудаизме бедность не прославляется, а богатство не осуждается. Как только еврей достигает благосостояния, он должен потратить его на благотворительность. Отсюда – преодоление греха одиночества: не следует отделять себя от общества, учат талмудисты. Жизнь ценна настолько, чтобы допустить нарушение всех религиозных предписаний во имя ее сохранения. Есть только три исключения: идолопоклонство, безнравственность (брак с неиудеями) и убийство. Евреи должны соблюдать пост в Йом-Киппур, но если человек болен, и отказ от пищи повлечет угрозу здоровью, ему следует принимать пищу. Это – тоже обязанность, мицва, поскольку сохранение жизни – превыше всего. Но самый тяжкий грех, с точки зрения иудаизма, – это самоубийство. Жизнь дарована Богом, и только Он может положить ей конец. Но если суицид все-таки происходит, иудаизм проявляет снисходительность: самоубийство могло быть следствием помрачения рассудка. Но как бы ни была ценна жизнь, учат раввины, то, что последует за ней, будет еще лучше. Ребенок, говорят они, плачет, когда появляется на свет, покидая материнское лоно, потому что он не знает, что здесь – хорошо. Поэтому не стоит плакать, покидая землю. Мудрецы же плачут перед смертью лишь потому, что больше не смогут служить Богу, совершая благие дела.

 
PR-CY.ru