ХАЗЗАН

ХАЗЗАН (кантор) – певец в синагоге, человек, который ведет общинную молитву. Он может быть профессионалом, а может быть просто членом общины. Поскольку слово «хаззан» происходит от ивритского корня со значением «видеть», хаззан (кантор) должен видеть, что общине нужно, и молиться за то, чтобы она это получила. Это своего рода «почтальон» – он доставляет по назначению молитвы всех членов общины. Зачастую он выполняет в синагоге обязанности, связанные с программой хора и подготовкой детей к бар-мицве и бат-мицве. Кантор должен быть набожным и богобоязненным, чтобы его молитвы имели ценность. Он не может быть слишком молод, должен быть женат, в идеале – иметь детей, и обязательно – иметь хороший голос. В талмудических источниках слово «хаззан» относится к различным должностным лицам. Так называли, например, храмового служителя, надсмотрщика, следившего за храмовыми сосудами и помогавшего священникам снимать облачение. Хаззан синагоги отвечал за свиток Торы, наблюдая за порядком богослужения, особенно за порядком ее чтения. Только он мог извлекать свиток Торы (см. Сефер-Тора) из синагогального ковчега  (см. Арон кодеш). Были и другие должностные лица, носившее звание «хаззан» (хаззан общины, хаззан города и т.д.). Со временем происходило усложнение синагогальной литургии, многие ее части пелись, а не читались. Чаще всего хаззаном (кантором) становился хаззан синагоги, он лучше всех знал тексты молитв, так как традиционно отвечал как за их точность, так и за отбор новых молитв. Когда в синагогальной службе стали включаться пиюты, его обязанностью стало их пение и выбор подходящих мелодий. Многие хаззаны сами были сочинителями пиютов. В XIX в. происходят глубокие изменения в стиле и содержании синагогальной музыки. Помимо традиционных мелодий, записанных теперь современным нотным письмом, создавались и новые мелодии, в которых чувствовалось сильное влияние современных музыкальных течений и европейской музыкальной культуры. На конец XIX – первую треть XX в. приходится период расцвета хаззанута. Выдающиеся хаззаны пользовались огромной известностью, многие люди специально приходили в синагоги, чтобы послушать их исполнение. Искусство канторов и сейчас остается очень высоким, они проходят специальное обучение, одновременно и религиозное, и музыкальное, например, в Институте канторского пения в Телль-Авиве и в других учебных заведениях.

 
PR-CY.ru