ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ – форма религиозного культа, ритуализованное приношение даров и жертв духам, богам, святым. Его цель – установление или укрепление связи личности или общины с божеством. До разрушения второго Иерусалимского храма жертвоприношения являлось ведущей формой еврейского культа. В иудаизме оно стало выражением покорности и благодарности Богу, его сакральный смыл – искупление грехов и очищение от скверны. В Библии подробно рассмотрены все особенности ритуальной практики жертвоприношения. В книге Бытия общим термином служит слово «минха» (досл. – «дар»), обозначающее два отдельных вида жертвоприношений: ола («всесожжение») и зевах («заклание»). Ола сжигалась на жертвеннике, поскольку была целиком предназначена Богу, а зевах съедали после жертвоприношения, сжигалась только часть жертвы. За зевахом обычно следовало пиршество, на котором отмечалось какое-либо важное событие. Впоследствии из этих основных видов выросла сложная система жертвоприношений, охватывающая все случаи и события общественной и частной жизни, требовавшие освящения жертвоприношением. К основным видам добавились искупительные жертвы: хаттат (жертва за грех, совершенный по неведению) и ашам (жертва за грех, совершенный сознательно), а также разнообразные добровольные жертвы, например, специальная жертва года, приносившаяся в благодарность за дарованное Богом благо (например, за избавление от опасности). Добровольные жертвы должны были обозначать особое усердие в служении Богу, либо они приносились в силу обета. Важное значение имели совершавшиеся в Храме дважды в день всесожжения, называемые тамид. По субботам, в дни паломнических праздников, Рош ха-Шана и Йом-Киппур совершались дополнительные жертвоприношения – мусаф. Были и бескровные жертвы, например, мучными продуктами или воскурение благовоний (фимиам). После разрушения Второго храма жертвоприношения больше не могли совершаться, но законоучители Талмуда считали обязательным изучение мельчайших подробностей этого ритуала. Они сохранили все его детали и особенности, главной частью которого стали два две ежедневные жертвы тамид, описанные в одноименном талмудическом трактате. Прекращение жертвоприношений привело к замещению его молитвой. Примечательно, что многие молитвы получили название соответствующих жертвоприношений, например, предвечерняя молитва стала называться «минха», а дополнительные – «мусаф». Поиск значения ритуала жертвоприношения оставался в центре духовных исканий еврейских религиозных мыслителей. В иудейской философии можно выделить два подхода к данной проблеме – символический и рациональный. Рациональный развивал Маймонид, считавший, что Бог только терпел заимствованный у идолопоклонников обычай жертвоприношения, хотя его централизация в Иерусалимском храме должна была подготовить евреев к отказу от этого обычая и переходу к другим, более возвышенным формам культа. Каббалисты (см. Каббала) наделяли жертвоприношение мистико-символическим смыслом: оно соединяет совершающего его с божественным миром. Отношения к жертвоприношению отличают современные течения в иудаизме: реформисты исключили из своих молитвенников всякое упоминание об обряде жертвоприношения (см. Иудаизм реформистский). Ряд консервативных общин упоминают в молитвах о жертвоприношении, но исключительно как о прошлом (см. Иудаизм консервативный). Иудаизм ортодоксальный сохраняет верность идее о возобновлении жертвоприношений в восстановленном Храме.

 
PR-CY.ru