ГАМАЛИИЛ II - Страница 2

Он сумел убедить законоучителей, и была установлена молитва «Шмонэ эсре» («Восемнадцать благословений»), которая вместе с «Шма» («Слушай, Израиль!») составляет главную часть еврейского молитвенника. Гамалиил II отредактировал «Восемнадцать благословений» и установил обязательным для каждого еврея три раза в день читать эту молитву. Редактирование Гамалиилом II одного из этих благословений представляет особый интерес для исследователей, т.к. носит полемический характер. Согласно Талмуду, Гамалиил II попросил Шмуэля ха-Катана сочинить «Биркат ха Миним» («Благословение против миним»). Данный текст изменил значение известного раньше благословения против «малшиним» (клеветников, или доносчиков), расширив его как «Шел парошин» («О раскольниках или инакомыслящих») или «Шел реша» («О нечестивцах»). Оно было направлено, в основном, против иудеев, которые перешли в другие верования: иудеохристиан (особо упоминается в старом тексте), иудеогностических сект и др. с целью установить чёткую грань между религиями. Несмотря на это, Гамалиил II не был чужд общению с неиудеями, за что его не раз упрекали. Известен случай, когда во время судебной тяжбы, которую вёл судья-христианин, обращённый из иудеев, Гамалиил II апеллировал к словам Иисуса в Евангелии (Мф. 5:17) . У его дома было разрешение изучать греческий язык, его дети были наставлены в «греческой мудрости». Гамалиил II много сделал для унификации Галахи: его галахические постановления часто приводятся в отредактированной Мишне (повторение, устное обучение – основная часть Талмуда), основы которой он заложил вместе с учениками в Ямнии. В сфере агады заслугой Гамалиила II является приведение в окончательный вид пасхального праздника. До разрушения Второго храма главным в праздничной церемонии на Песах было паломничество в храм и участие в принесении там пасхальных жертв, трапеза же была лишь второстепенным моментом празднования. Синедрион под руководством Гамалиила II сделал пасхальную трапезу более важной и торжественной частью праздника. Молитвы данной церемонии должны были увековечить память о разрушенном иерусалимском храме. Так возникла пасхальная агада, читаемая во время пасхального седера. Гамалиил II уделил значительное внимание библейскому толкованию, на что указывают несколько ссылок в Талмуде, сохранившие описание дискуссии Гамалиила II и его коллег по поводу различных мест Священного Писания (книги Бытия, Притчей Соломоновых, Есфири). Каждое из этих обсуждений заканчивается просьбой Гамалиила II к агадисту Элиезеру Модииму высказать своё мнение. Исследователи полагают, что Гамалиил II дожил до восстания Бар-Кохбы, но умер в мирное время. Благочестивый прозелит Акила исполнил на его похоронах обряд сожжения предметов на сумму, равнявшуюся 70 минам, а Элиезер бен Гиркан и Йошуа бен Анания организовали похороны. Гамалиил II завещал похоронить себя в простой одежде и не устраивать пышных похорон, чем заложил новую традицию и устранил старую, слишком обременительную, поэтому и до сих пор во время похорон обязательно поднимают бокал в его честь. После смерти Гамалиила II его место занял сын – так место председателя стало наследуемым.



 
PR-CY.ru