Словарь по иудаизму Г ГАМАЛИИЛ II

ГАМАЛИИЛ II

ГАМАЛИИЛ II из Ямнии (ныне Явне, Израиль) – внук раббана Гамалиила I, занял пост наси (патриарха) после Йоханнана бен Заккая (около 80 г.). В течение двух последних десятилетий первого и в начале второго столетия был общепризнанным главой палестинских евреев. Период правления Гамалиила II, продолжавшийся с 80 гг. до 115 г., исследователи называют «веком восстановления». Целью жизни Гамалиил II считал сплочение народа вокруг Торы и укрепление нового центра еврейской учёности в Ямнии, авторитет которого после разрушения Второго храма помог бы сохранить духовное единство евреев. Гамалиил II сделал очень много для поднятия авторитета нового института национального руководства – верховного суда, заменившего иерусалимский cинедрион. Академия и суд в Ямнии примерно через 10–15 лет после разрушения иерусалимского храма перешли под руководство Гамалиила II, которому подчинялись даже те ученики раббана Йоханнана, которые превосходили его своей учёностью. Гамалиил II был официально признан римскими властями главой еврейского народа с титулом «патриарх», получив утверждение в сане от римского наместника. Гамалиил II совершал регулярные инспекционные поездки по стране. Источники описывают его пребывание (иногда они упоминают «раббана Гамалиила со старейшинами») в Иерихоне, Лидде, Тиверии, Акре, Ахзиве, Ашкелоне и «самаритянских городах». Постепенно власть нового судебного органа над еврейскими общинами в Палестине выросла настолько, что Религиозный суд в Ямнии стал почти тем же, чем был Великий синедрион в Иерусалиме. Также при Гамалииле II были возобновлены и усилены связи с диаспорой. Евреи из стран рассеяния приезжали в Ямнию на паломничество, желая получить наставления как в теории, так и в повседневной практике иудаизма. В конце правления Домициана около 95 г. Гамалиил II совершил путешествие в Рим с целью предотвращения опасности, грозившей евреям со стороны этого жестокого императора. Одним из результатов поездки стало установление тесных контактов с римскими евреями, что было немаловажно в политическом отношении, исходя из значительности столичной еврейской общины. Пребывание еврейских учёных в Риме нашло отражение в галахической и агадической традиции, сообщающей о богословских дебатах, которые еврейские учёные вели в Риме и в которых Гамалиил II выступал главным оратором с еврейской стороны. Основной задачей Гамалиила II было прекращение старых и предупреждение новых разногласий между различными религиозными школами, восстановление внутреннего единства иудаизма. Важнейшей его заслугой было устранение соперничества между школами Гиллеля и Шаммая. Гамалиил II прилагал все усилия к тому, чтобы решения, принимавшиеся синедрионом под его председательством, признавались всеми, и применял самые строгие санкции вплоть до отлучения к упорствующим противникам этих решений. В рассказах Талмуда упоминаются неоднократные столкновения Гамалиила II с коллегами, даже единомышленниками, из-за чего он был на некоторое время лишён места председателя. После восстановления Гамалиила II в прежней должности, председательство делилось поочередно между Гамалиилом II и раббаном Элиезером бен Азарией. Стараясь избежать раскола в иудаизме, Гамалиил II предложил узаконить единую молитву, которую каждый еврей должен произносить трижды в день. Некоторые члены синедриона возражали против этого, утверждая, что молитва должна быть личным делом каждого человека.

 



 
PR-CY.ru