Словарь по иудаизму Г ГАЙ

ГАЙ

ГАЙ – название города в центральной части Палестины, недалеко от Иерусалима и рядом с Вефилем. В книге Бытие рассказывается, что Авраам поставил жертвенник «между Вефилем и между Гаем» (Быт. 13:3; ср.: 12:8); в описании военной кампании Иисуса Навина против хананеян этому городу придавалось большое стратегическое значение (ср.: Нав. 7–10; 1 Езд. 2:28; Неем. 7:32; 11:31). Точное местоположение Гая исследователи не определили. Они полагают, что под этим именем в I тыс. до н.э. был известен холм Эт-Телль (в случае, если идентификация лежащего около 3 км западнее холма Телль-Байтин как Вефиля – правильная), существующий в настоящее время. Евсевий Кесарийский указал, что Гай – небольшая руина восточнее Вефиля, но не уточнил название, хотя восточнее Байтина находится несколько холмов с остатками поселений. Эдвард Робинсон (1838 г.) предложил локализовать Гай либо на Эт-Телле, либо на Хирбет-Хайяне (окраина современного Дейр-Дибвана). В пользу Эт-Телля высказался Чарльз Уильям Уилсон, опиравшийся на текст Библии и топографическое обследование Палестины, Уильям Олбрайт указал, что при обследовании в 1924 г. окрестных холмов только на Эт-Телле найдена керамика бронзового века и следы разрушенных укреплений. До середины ХХ в. отождествление Гая с Эт-Теллем не оспаривалось. В 1928 г. Джон Гарстанг (Департамент древностей Палестины) начал археологические работы на Эт-Телле, найденную там керамику он атрибутировал рубежом XV–XIV вв. до н.э. Однако попытка сблизить дату памятника с традиционной датой разрушения городов Ханаана израильтянами не удалась. Экспедиция 1933–1935 гг. под руководством Жюдит Марке-Краузе была плодотворной, раскопали так называемый дворец, некрополь и городские кварталы. Но самой результативной была Объединённая археологическая экспедиция под руководством Дж. Каллауэя (1964–1972 гг.). Эт-Телль датируется эпохой бронзового века: в течение этого периода маленький сельский посёлок вырос в город площадью более 10 га, с мощной оборонительной стеной, каменными домами и храмом на вершине холма. В первой четверти III тыс. до н.э. город был разрушен (возможно, землетрясением), потом восстановлен. В новом Гае очень заметно влияние египетской культуры. Повторно Гай был разрушен в середине III тыс. до н.э., на этот раз врагами, которые вторглись с севера, что определяется по типам принесённых ими артефактов. Вновь восстановленные укрепления были очень массивными: толщина каменной стены достигла 8 м. Перестроенный храм получил трёхчастный план, характерный для древних святилищ Израиля. Как полагают исследователи, это свидетельствует о проникновении местных влияний в египетскую традицию культовой архитектуры. Около 2200 г. до н.э. город погиб, возможно, был разрушен египтянами. В железном веке (около 1200 г. до н.э.) на его месте возникла маленькая деревня, окончательно исчезнувшая около 1100 г. до н.э., после чего холм был полностью заброшен. В 1960–1970 гг. экспедиция Дж. Каллауэя в поисках Гая обследовала ещё три холма в окрестностях Эт-Телля. На Хирбет-Хайяне (1964, 1969 гг.) обнаружены поселения эпохи Израильского царства и византийского периода, на Хирбет-Худрии (1966, 1968 гг.) – эпохи эллинизма. Только на Хирбет-Раддане (1969–1974 гг.) открыты остатки посёлка эпохи раннего железного века, синхронного поселку на Эт-Телле (около 1200 – около 1050 гг. до н.э.). В итоге археологические свидетельства не подтвердили захвата Эт-Телля в период заселения Ханаана и не дали следов обживания города ни около 1400 г. до н.э. (как предполагал Джон Гарстанг), ни в 1250–1230 гг. до н.э. (согласно У. Олбрайту). Дж. Каллауэй идентифицирует библейский Гай с одним из посёлков на холмах, которые возникали и исчезали в 1200–1100 гг. до н.э. Упоминание в Ветхом Завете о значении Гая и его мощи исследователи объясняют воспоминаниями о том могуществе, каким обладал точно не установленный по названию город на Эт-Телле в период бронзового века.

 
PR-CY.ru