Словарь по иудаизму Г ГАЛАХА

ГАЛАХА

ГАЛАХА (досл. «путь, которым идет человек») – в широком смысле – еврейские законы, которые обязаны соблюдать евреи, включая библейские заповеди (см. Заповеди религиозные) и обязательные традиции. Это – нормативная часть иудаизма, регламентирующая религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев. Этим понятием также обозначается совокупность законов, содержащихся в Торе, Талмуде и более поздней раввинистической литературе, а также каждый из этих законов или толкований правовых проблем в отдельности. В основе Галахи лежит Письменный закон (Тора),  но так как предписания Торы, в тексте которой невозможны никакие изменения или дополнения, часто не отвечают практическим требованиям  жизни, они нуждаются в истолковании или в приспособлении к новым, изменившимся условиям жизни иудеев. Таким образом, процесс развития Галахи продолжается и в наши дни. Галаха наличествует как в Иерусалимском (Иерушалами), так и в Вавилонском (Бавли) Талмуде и может расцениваться как дополнение и окончание трактатов Мишны. Тексты Галахи на письме маркируются особым значком, позволяющим отличать их от других талмудических текстов. Галахическое законодательство опирается на пять неравноценных с точки зрения иудаизма источников. 1) Письменный Закон. 2) Установления, основанные на предании (книги пророков библейских и писания). 3) Устный Закон. 4) Постановления мудрецов. 5) Обычай. История формирования всего корпуса Галахи хронологически разделяется на несколько периодов, связанных с деятельностью целой иерархии мудрецов, в которой более древние законоучители, как более близкие по времени к дарованию Закона, считаются более авторитетными. 1) Ранний период. Устное толкование канонизированной Торы, по-видимому, началось вскоре после объявления ее Письменным Законом (между серединой V в. до н.э. и началом IV в. до н.э.). В это время были введены сами понятия «Мидраш», «Галаха» и «Агада», а также был установлен ряд религиозных обычаев. Дискуссии между саддукеями и фарисеями стали важным этапом накопления материала для создания Мишны. 2) Период таннаев (примерно I – начало III в. н.э.). Ранняя Галаха в этот период складывалась в ряд передаваемых устно постановлений, принявших форму мишнайот, т.е. кратких нормативных формулировок отдельных законов. Завершился этот период созданием Иегудой ха-Наси кодекса Мишны, куда он включил все расхождения во мнениях между таннаями. Сами постановления Галахи приведены в Мишне преимущественно в связи с конкретными случаями, доля запретительных и разрешающих законов, выраженных в общей форме, среди них не велика. Материал, не вошедший в Мишну, был зафиксирован во время ее редактирования или вскоре после этого в сводах барайт, образовавших Тосефту и галахические мидраши.

 



 
PR-CY.ru