Словарь по иудаизму Г ГАРИЗИМ

ГАРИЗИМ

ГАРИЗИМ – гора в пределах колена Ефрема на южной границе долины Сихема (высота 868 м; современный Джабаль-эт-Тур). Название, как полагают исследователи, дано по имени ханаанского народа гирзеян (1 Цар. 27:8). В древности стратегическую значимость горы определяла дорога с востока на запад, проходившая через долину. Гаризим часто упоминается в связи с важными событиями библейской истории. Пророк Моисей указывает на неё как на место, с которого Израиль должен провозгласить благословения после вхождения в землю обетованную, что осуществил Иисус Навин (Втор. 11:29; 27:12; Нав. 8:33). Немецкий библеист Герхард фон Рад первый высказал гипотезу, разделяемую сегодня многими исследователями, что произнесение благословений с Гаризима, связанное с провозглашением проклятий с горы Гевал, расположенной на противоположной, северной, стороне Сихемской долины (Втор. 11:29; 27:4, 13; Нав. 8:30, 33), представляет собой ритуал периодического возобновления Завета в Сихеме. С Гаризима с притчей против узурпатора Авимелеха обращается к народу Иофам (Суд. 9:7). В беседе с самарянкой Христос подразумевает Гаризим под словами «этой горой» (Ин. 4:20–21). Особое значение Гаризим обретает в религиозной жизни общины самарян. Согласно самарянскому преданию, на ней совершилось жертвоприношение Авраама; названия многочисленных жертвенников, находившихся на горе, связаны с именами Адама, Сифа, Ноя, Исаака и др. Ей отводится роль богослужебного центра, признаваемого, согласно предписанию Втор. 12:5–6, 11–14, единственно законным. Этим претензиям самарян на обладание искомым местом исследователи находят и некоторые текстовые подтверждения. Так, еврейское словосочетание, употребляемое в связи с Гаризимом в Суд. 9:37, исследователи переводят как «центр, пуп, вершина земли» (ср.: Иез. 38:12 в отношении Сиона) в значении сакрального центра. Когда в начале IV в. до н.э. на Гаризиме был возведён самарянский храм, это не только обострило вражду между иудейской и самарянской общинами, но и обусловило и идейное противостояние сакральных центров: Сиона и Гаризима. Ответ Христа на вопрос самарянки представляет собой решение этой иудео-самарянской дилеммы в мессианское время (Ин. 4:21–24). Оба храма подверглись осквернению во время гонения Антиоха IV Епифана (2 Макк. 5:23; 6:2). Иосиф Флавий добавляет унизительное для самарян сообщение об их петиции к Антиоху с утверждением своих сидонских корней и просьбой о переименовании храма в честь Зевса (поскольку это сообщение противоречит нейтральному свидетельству Маккавейской книги, исследователи не могут признать его достоверным). В 128 г. до н.э. самарянский храм был разрушен Иоанном Гирканом I. Во время первой иудейской войны в 70 г. римский отряд перебил собравшихся на горе 11 600 восставших самарян. Во II в. императором Адрианом на развалинах самарянского храма был построен храм Зевса (Юпитера) – он появляется на монетах Неаполя (Сихема, современный Наблус) римского времени с эпохи Антонина Пия (138–161 гг. до н.э.) и сохраняется около столетия. На монетах изображалась улица с колоннадой и высокой лестницей, ведущей к храму на вершине; о ней пишет Бордоский паломник (333 г.), упоминая 300 ступеней при характеристике горы. Самаряне продолжали почитать местность и использовать её для богослужений до столкновения с христианами в 484 г., после чего были изгнаны с Гаризима.

 



 
PR-CY.ru