Словарь по иудаизму Г ГЕФ

ГЕФ

ГЕФ – один из пяти главных городов филистимлян, упоминаемых в Ветхом Завете. Располагался в Шефеле, к югу от г. Екрон (Телль-Микне), в наибольшей близости к территории Иудеи с востока (1 Цар. 17:52). Ветхий Завет описывает Геф как город Ханаана, где после эпохи Иисуса Навина ещё сохранялись поселения легендарного племени Енакимов (Нав. 11:22). Из Гефа происходили исполинский воин филистимлян Голиаф (1 Цар. 17:4) и другие воины-гиганты (2 Цар. 21:19–22). Геф упоминается как Gimti в списке ханаанских городов в амарнских письмах. Там находился ковчег завета во время его пленения филистимлянами (1 Цар. 5:1–12). Царь Давид, изгнанный из окружения царя Саула, скрывался в Гефе (1 Цар. 21:10–15) и затем поступил на службу к филистимскому правителю Гефа Анхусу (1 Цар. 27:6). Библейское выражение «не рассказывайте в Гефе» было изначально связано с оплакиванием Давидом погибших в бою Ионафана и Саула (2 Цар. 1:20; ср.: Мих. 1:10). Впоследствии воины из Гефа упоминаются среди наёмных воинов Давида (2 Цар. 15:18–23), а Аведдару Гефянину (2 Цар. 6:10) был доверен ковчег завета на три месяца, до его переноса в Иерусалим (2 Цар. 6:10–11; 1 Пар. 13:13). В 1 Пар. 18:1 говорится о завоевании Филистии Давидом (ср.: 2 Цар. 8:1), однако войны за Геф, территорию которого контролировали цари Иудеи, продолжались и в эпоху разделения царств. Стены Гефа были укреплены Ровоамом (2 Пар. 11:8), хотя впоследствии Геф отобрал у Иудеи Азаил Дамасский (4 Цар. 12:18). Затем он был отвоёван у филистимлян при царе Озии (2 Пар. 26:6). Пророк Амос в середине VIII в. до н.э. говорит о Гефе, вероятно, как об уже разрушенном филистимском городе (Ам. 6:2). Позднее пророки не упоминают о Гефе даже в списках филистимских городов (Иер. 25:20; Соф. 2:4; Зах. 9:5), но он перечислен в надписи Саргона II, царя Ассирии, в списке покорённых им городов в кампанию 712/711 гг. до н.э. против Азури, царя Ашдода. До середины ХХ в. археологи, включая Уильяма Фоксуэелла Олбрайта, отождествляли с Гефом современный Телль-Шейх-Ахмед-эль-Арейни, к северу от современного Кирьят-Гат. У.Ф. Олбрайт искал Геф южнее Аккарона, опираясь на известие о возвращении земель «от Аккарона и до Гефа» (1 Цар. 7:14). Однако раскопки 1956 и 1961 гг. под руководством С. Йейвина на Эль-Арейни показали, что в эпоху филистимлян это место не заселялось. Вскоре Дж.Э. Райт выдвинул новую версию отождествления, указав на Тель-Сера (арабский Телль-эш-Шария) ещё дальше к югу, вдоль реки Герар, на самом краю пустыни Негев, где раскопками Э. Орена в 1972–1976 гг. были вскрыты следы значительного поселения филистимской эпохи. В настоящее время наиболее вероятной и распространённой версией отождествления остаётся более северный памятник, Телль-эс-Сафи, на южном берегу реки Ха-Эла, к северо-западу от Бет-Гуврина и к юго-востоку от Телль-Микне.

 



 
PR-CY.ru