ГИЛЬГАМЕШ - Страница 3

Но для Гильгамеша, говорит Ут-напишти, во второй раз совет богов не соберётся. Жена Ут-напишти, жалея Гильгамеша, уговаривает мужа подарить ему что-нибудь на прощание, и тот открывает герою тайну цветка вечной молодости. Гильгамеш с трудом достаёт цветок, но не успевает им воспользоваться: пока он купался, цветок утащила змея и сразу же, сбросив кожу, помолодела. Гильгамеш возвращается в Урук и находит утешение, любуясь видом сооружённой вокруг города стены. Лейтмотив поэмы – недостижимость для человека участи богов, тщетность человеческих усилий в попытках обрести бессмертие. Концовка эпоса подчёркивает мысль, что единственно доступное человеку бессмертие – это память о его славных делах. Развитие образов Гильгамеша и Энкиду подчинено законам эпического жанра: герои без волшебных помощников, как в мифологических сказаниях, благодаря своим физическим и моральным качествам возвышаются над прочими смертными. Аккадский эпос о Гильгамеше – создание поэта, который не просто соединил разрозненные шумерские сказания-былины, но тщательно продумал и скомпоновал известный ему материал, придав произведению глубокий философский смысл. Включение рассказа о потопе (произведения из другого цикла) подчёркивает основную идею эпоса – недостижимость вечной жизни, главной цели странствий Гильгамеша. Эпос о Гильгамеше был популярен не только среди народов Передней Азии. Известен отрывок так называемой периферийной версии аккадской поэмы, а также фрагменты её перевода на хеттский и хурритский языки из Палестины и Малой Азии II тыс. до н.э. Элиан (римский поэт III в. н.э., писавший по-гречески) развил легенду о Гильгамеше в виде предания о чудесном рождении героя: царю Урука Зеухоросу (Эухоросу, т.е. шумерскому Энмеркару) предсказано, что сын его дочери лишит его царства. Царь запер дочь в башню. Она родила сына от неизвестного человека, и по приказанию царя стражники сбросили младенца с башни. Орёл подхватил мальчика и унёс в сад, где ребёнка нашёл и взял на воспитание садовник. Он назвал мальчика Гильгамешем (греч. Бильгамос), и после некоторых сюжетных ходов тот отобрал у деда царство. Мотив ребёнка-подкидыша, воспитанного садовником, по мнению исследователей, заимствован из аккадской легенды о чудесном рождении Шаррукина (Саргона Древнего, XXIV в. до н.э.). В более поздних текстах (например, у сирийского писателя IX в. н.э. Теодора бар Коная) Гильгамеш уже считается современником Авраама. По традиции с Гильгамешем связывались изображения героя – борца со львом и с диким быком, а также терракотовые фигурки духов (гениев) плодородия – мифологический образ более древний, чем исторический Гильгамеш. Образ эпического Гильгамеша нашёл отражение в аккадском искусстве XXIV–XXII вв. до н.э., особенно в глиптике. Так, скульптуры Гильгамеша и Энкиду охраняли вход во дворец ассирийского царя Саргона II (VIII в. до н.э.).



 
PR-CY.ru