Словарь по иудаизму Ф ФАРИСЕИ

ФАРИСЕИ

ФАРИСЕИ (от евр. прушим – «отделенные») – религиозно-общественное движение в Иудее в эпоху второго Иерусалимского храма, послужившее основой для последующего раввинизма. Название, по всей вероятности, означало «отделенные от ритуально нечистой пищи, строго соблюдающие законы Торы о ритуальной чистоте». Учение фарисеев оказало решающее влияние на становление Галахи и современного иудаизма. В отличие от другого общественного движения того периода – саддукеев, фарисеи представляли средние и низшие слои общества. Они полагали авторитетной древнюю религиозную традицию, но одновременно высоко ценили «традиции отцов», т.е. не записанные в Библии законы и обычаи, дополняющие Письменную Тору, то, что потом стали называть Устной Торой. Фарисеи признавали бессмертие души и воздаяние после смерти. Верили они в ангелов и Божественное провидение, полагая одновременно, что человек наделен свободой воли. По их убеждению, религиозная вера – главная сущность бытия человека, и законами Торы должно определяться все его поведение. Источниками для изучения истории фарисеев служат преимущественно сочинения Иосифа Флавия, сообщения законоучителей Талмуда и Новый Завет. Согласно иудейскому историку и писателю Иосифу Флавию, фарисеи являлись духовными наследниками борцов за свободу Иудеи – хаседеев, упоминаемых в Книгах Маккавейских (см. Маккавеи). Пользуясь признанием у народа в качестве мудрых толкователей законов, они стали инициаторами богослужений в синагогах вне Иерусалимского храма. Тем самым фарисеи подрывали положение своих противников саддукеев, которые настаивали на том, что религиозный ритуал и молитва являются неотъемлемой часть храмового культа, и, следовательно, монополией священнического сословия. Повышение значения синагогальной литургии (см. Синагога) было, возможно, следствием стремления фарисеев подорвать религиозную монополию саддукеев. Благодаря этому знатоки Закона, не принадлежавшие к священническому сословию, стали играть важную роль в религиозной жизни народа. Разногласия между ними касались, в первую очередь, отношения к Устному Закону: саддукеи рассматривали его как свод твердых правил, в то время как фарисеи внимательнее относились к различным интерпретациям разных законоучителей. Они занимали умеренную позицию, отличавшую их как от ессеев, веривших в абсолютное божественное предопределение, так и от саддукеев, полностью его отрицавших и веривших, что человек обладает свободой выбора между добром и злом. Фарисеи полагали, что все предначертано Богом, однако выбор между добродетелью и пороком всецело во власти человека. В отличие от саддукеев они верили в посмертное воздаяние и воскресение из мертвых перед наступлением царства Божия. Фарисеи стремились привести религиозное законодательство в соответствие с условиями существования еврейского народа, основываясь на толковании Священного Писания. Таким образом, они санкционировали включение в иудаизм многих новых представлений и обычаев, получивших широкое распространение в еврейском народе, одновременно разрабатывая законодательство, четко отделявшего евреев от неевреев.

 



 
PR-CY.ru