ЕЗДРА - Страница 8

Кроме того, именно предположение о наличии культовой составляющей в переходе из Вавилона в Иерусалим лучше всего объясняет необходимость левитов для путешествия (1 Езд. 8:15), поскольку в Палестине уже было, как полагают исследователи, достаточное их количество для проведения богослужений в Иерусалимском храме. Как полагает К. Кох, дальнейшая деятельность Ездры в Палестине происходила во многом по образцу завоевания Святой земли после «первого Исхода», совершённого Иисусом Навином. Сюда относится, к примеру, отделение от окрестных народов (1 Езд. 9:1) и упоминание Иисуса Навина в Неем. 8:17, где рассказывается о возобновлении праздника кущей: «От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня не делали так сыны Израилевы». По мысли К. Коха, генеалогия Ездры (1 Езд. 7:1–5), в которой он назван сыном не своего отца по крови, а Сераии, последнего легитимного допленного первосвященника в Иерусалимском храме, доказывает, что Ездра «пришёл в Иерусалим как истинный первосвященник из рода Аарона»; однако эта генеалогия существенно отличается от данных из «Первой Книги Паралипоменон», где последним первосвященником является Иоседек (1 Пар. 6:15), и от более раннего сообщения в «Первой Книге Ездры», что законным первосвященником после возвращения из плена стал Иисус, сын Иоседеков (1 Езд. 3:5, 8). К. Кох поддерживает идею Епифания Кипрского, что Ездра имел отношение к формированию самаритянской общины. «Ездра был послан ко всем народам, жившим за рекой, включая самаритян. Его целью было создание единого Израильского государства из двенадцати племён, что объясняет и последующее принятие Пятикнижия самаритянами». Деятельность Ездры была необходимым шагом в развитии последующей иудейской апокалиптики, чем, как полагают исследователи, и объясняется, что он стал символической фигурой в апокалиптической литературе. Содержание книги закона Моисеева, с которой имеет дело Ездра, остаётся для исследователей не до конца ясным. Вместе с тем им трудно предположить, что какая-то часть «книги закона», бывшая в руках Ездры, могла не войти позже в канонический текст Ветхого Завета. Данный вопрос активно разрабатывается в западной библеистике в контексте изучения истории создания Пятикнижия – учёные пытаются по имеющимся в «Первой Книге Ездры» и в «Книге Неемии» указаниям определить, отличался ли используемый Ездрой текст книги закона от канонического библейского текста. Исследователям не вполне понятно также, было ли содержание книги закона известно жителям Иерусалима до прихода Ездры. Предполагая обратное, т.е. то, что Ездра ввёл с помощью персидских властей некий новый, неизвестный ранее текст книги закона, некоторые исследователи объясняют таким образом описанные в Библии некоторые события (Неем. 8): именно поэтому сыны Израилевы просили читать им книгу закона Моисеева, которая ранее якобы не была им известна, и это стало причиной того, что они плакали при чтении.



 
PR-CY.ru