ЕЗДРА - Страница 5

Ещё одна причина препятствовала Ездре уйти из Вавилона раньше: ему не хотелось обидеть Иисуса, сына Иоседекова (ср.: 1 Езд. 3:2), который был первосвященником в Иерусалиме; лишь после его смерти Ездра, гораздо более образованный и подходящий для этой должности, пришёл в Иерусалим и стал первосвященником. У Ездры было такое замечательное телосложение, что он был достоин стать первосвященником, даже если Аарон был бы жив, и он обладал такой святостью, что мог произносить божественное Имя таким, «как оно написано». Ездра ревностно распространял Тору, и раввины говорили о нём, что он получил бы Тору от Бога, если бы Моисей его не опередил. Он переписал Библию «ассирийскими» буквами (имеется в виду, по мнению исследователей, арамейский квадратный шрифт), оставив старый еврейский алфавит самаритянам, и повсеместно организовывал школы. Традиция даже называет Ездру одним из шести авторов Мишны (трактат Келим). Помимо библейской книги, носящей его имя, Ездра считается автором части генеалогий «Первой Книги Паралипоменон» и некоторых псалмов. Толкование рассказа «Книги Неемии» о том, как Ездра читал собранию «сынов Израилевых» «книгу закона Моисеева» (Неем. 8), связывало это событие с созданием так называемой Великой синагоги, первым представителем которой был Ездра и которая гарантировала преемство традиции – от Ездры до Гиллеля и Шамая, а также их последователей. Согласно популярному среди йеменских иудеев рассказу, Ездра призывал их предков к возвращению в Палестину и, получив отказ, проклял их (отсюда возникла традиция не называть детей именем Ездры). Существует также позднее предание о том, что Ездра якобы торжественно провозгласил отлучение самаритян от израильского народа в присутствии 300 священников, 300 детей, 300 свитков Торы и в сопровождении 300 труб. В исламе Ездра носит имя Узайр. Коран осуждает иудеев за то, что они якобы называют Узайра сыном Аллаха. Поскольку в сохранившихся иудейских источниках отсутствует наименование Ездры сыном Божьим, предполагается, что это сообщение Корана возникло на основе некой мусульманской легенды или же восходит к представлениям обратившихся в ислам йеменских иудеев, считавших Ездру Мессией. Некоторые исламские комментаторы отождествляют с Ездрой описываемого в Коране человека, который не поверил, что Аллах может оживить селение (т.е. Иерусалим), разрушенное до основания. По сообщению Иосифа Флавия, Ездра был похоронен с большими почестями в Иерусалиме, однако большинство поздних свидетельств, упоминаемых Биньямином из Туделы, Птахией из Регенсбурга, Иехудой Харизи и др., сообщают о гробнице Ездры в деревне Эль-Азайр близ города Басра (ныне Ирак).

 



 
PR-CY.ru