ЕЗДРА - Страница 4

Как доказательство лояльности Ездры к властям исследователи рассматривают сообщение Иосифа Флавия о том, что он был «другом царя Ксеркса» (похожим образом описываются в «Иудейских древностях» отношения иудейского царя Езекии и вавилонского царя Меродах-Баладана, пророка Даниила и царя Дария Мидийца, Зоровавеля и персидского царя Дария). Чтобы избежать упрёков Ездре и иудеям в корыстном расчёте, Иосиф Флавий сокращает библейский рассказ об огромных дарах, которые местные правители обязаны давать в Иерусалимский храм (1 Езд. 7:21–22). Таким образом, ставя Ездру ниже многих героев истории израильского народа, в первую очередь, Моисея, Иосиф Флавий, тем не менее, отмечает, что за две присущие ему добродетели (за «честность и праведность») он был награждён Богом. В патристической традиции многие авторы, в первую очередь, отмечают, что после вавилонского плена Ездра восстановил среди иудеев прежний авторитет Писания. По выражению Иринея Лионского, Бог «побудил Ездру, священника из племени Левия, обновить слова бывших ранее пророков и восстановить для народа бывшее через Моисея законоположение», Климент Александрийский говорит, что, «поскольку во время бывшего при Навуходоносоре пленения Писания были испорчены», Ездра, «левит и священник, обновил всё древние Писания». Епифаний Кипрский сообщает, что Ездра обучал закону Моисееву живших в Самарии ассирийцев, и те из них, кто приняли благодаря ему закон, стали называться самаритянами; в другом приписываемом Епифанию сочинении («Anacephalaeosis») добавлено, что закон Моисеев был послан для них «из Вавилона царём через священника по имени Ездра». В приписываемом Ипполиту Римскому введении к толкованию на Псалтирь говорится, что псалмы были написаны разными людьми, а Ездра после возвращения из плена собрал их в одну книгу. В раввинистической традиции Ездра нередко отождествляется с пророком Малахией (в Таргуме на Мал. 1:1 о Малахии говорится: «Тот, кого называют “книжник Ездра”; причиной этого было, как полагают исследователи, то, что и Ездра, и пророк Малахия учили о недопустимости браков с представительницами других народов). Есть также и подробности о жизни Ездры, которых нет в библейском тексте. Так, сообщается, что в то время как пророк Даниил возвратился в Палестину, Ездра продолжал образование в Вавилоне под руководством пророка Варуха, сына Нирии, считая изучение Торы более важным делом, чем реставрация храма. Ездра не мог отправиться в Иерусалим, т.к. его учитель был уже в преклонном возрасте, и не мог бы совершить столь трудное путешествие. Лишь после его смерти Ездра решил собрать тех, кто ещё не отправились на родину с пророком Даниилом, и повести их в Палестину.

 



 
PR-CY.ru