Словарь по иудаизму Е ЕЗДРА

ЕЗДРА

ЕЗДРА (V в. до н.э.) – ветхозаветный священник из рода Аарона, который пришёл из Вавилона в Иерусалим «в седьмой год царя Артаксеркса» (1 Езд. 7:7), один из создателей послепленной иудейской общины в Палестине. Сведения о нём содержатся в «Первой Книге Ездры» и в «Книге Неемии», а также в неканонических Второй и Третьей Книгах Ездры. Имя Ездра является, как полагают исследователи, краткой формой имени Азария и приблизительно может быть переведено как «Господь помогает». Ездра был книжником, изучавшим и исполнявшим закон Моисеев, которому Бог за его праведность помогал во всех начинаниях (1 Езд. 7:9–10). Персидский царь Артаксеркс написал ему письмо, в котором было «дано повеление, чтобы... всякий из народа Израилева..., желающий идти в Иерусалим, шёл» с Ездрой (1 Езд. 7:13). Царь распорядился о значительных пожертвованиях для Иерусалимского храма, которые должны были доставить и использовать Ездра и шедшие с ним переселенцы (1 Езд. 7:16–22). Местных правителей, подчиняющихся персидской власти, царь обязал помогать Ездре, который получил также право назначать наказания (вплоть до смертной казни) тем из израильтян, кто «не будет исполнять закон Бога»; служителей храма царь освободил от уплаты налогов (1 Езд. 7:21–26). Вместе с Ездрой из Вавилона вышло значительное число иудеев (список приводится в восьмой главе «Первой Книги Ездры»), которые отправились с ним в Иерусалим. Обнаружив, что среди его спутников нет «сынов Левия», Ездра приказал восполнить этот недостаток и привести «служителей для дома Бога» (1 Езд. 8:15–19). При этом, несмотря на то что с ними были значительные ценности, Ездра велел отправляться в Иерусалим без охраны, т.к. ему «стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения» (1 Езд. 8:22). Поскольку он и его спутники надеялись на помощь Божью, им удалось благополучно достичь Иерусалима и сдать бывшим там священникам принесённые «серебро и золото и сосуды в дом Бога». В благодарность за благополучный исход путешествия Ездра и его спутники принесли Богу жертву всесожжения (1 Езд. 8:33–35). Сразу после жертвоприношения Ездра узнал, что многие из израильского народа, включая священников и левитов, породнились с окрестными народами и участвуют в языческих культах. Услышав об этом, Ездра разодрал на себе одежду и обратился к Богу с молитвой покаяния за свой народ (1 Езд. 9). Эта молитва Ездры оказала действие на многих из израильтян, осознавших своё преступление; было решено заключить с Богом завет и отпустить всех иноплеменных жён и рождённых ими детей, а руководителем в этом деле назначить Ездру, который впоследствии успешно довёл его до конца (1 Езд. 10). «Когда наступил седьмой месяц», весь израильский народ собрался в Иерусалиме, чтобы просить Ездру читать им на площади книгу закона Моисеева. Ездра, священники и левиты с «деревянного возвышения» «читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное».

 



 
PR-CY.ru