Словарь по иудаизму Е ЕФРЕМ

ЕФРЕМ

ЕФРЕМ – младший сын ветхозаветного патриарха Иосифа, родоначальник одноимённого колена Израилева. Был рождён в Египте Асенефой, дочерью Потифера. При наречении ребёнка Иосиф сказал: «...Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего» (Быт. 41:50–52). Точное значение имени Ефрем исследователям неизвестно. Согласно этимологии, зафиксированной в Быт. 41:52 (ср. также Ос. 13:15), это имя происходит от еврейского глагола «плодоносить», «быть плодородным» (окончание в древнееврейском языке используется, главным образом, в топонимах, поэтому имя Ефрем может указывать на какую-либо местность). На смертном одре патриарх Иаков усыновил детей Иосифа – Манассию и Ефрема и уравнял их в правах со своими сыновьями (родоначальниками Израилевых колен), говоря: «Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои» (Быт. 48:5). Благословляя их, Иаков, в первую очередь, обратился к младшему Ефрему, а не к перворождённому Манассии, тем самым пророчествуя о будущем величии колена Ефрема, из которого произойдёт многочисленный новый народ (Быт. 48:13–20). В благословении Моисея 12 племенам Израиля описательно прославляется мощь представителей колена Ефрема (Втор. 33:17). Историческая близость и родство Ефрема с коленом Манассии подчёркивается словосочетанием «земля Ефремова и Манассиева» (Втор. 34:2; 2 Пар. 30:10), которое обозначало весь центральный горный массив Палестины к западу от Иордана. Оба колена часто упоминаются как «дом Иосифа» (Нав. 17:17; 18:5; Суд. 1:22, 35; 2 Цар. 19:20; 3 Цар. 11:28; Ам. 5:6; Авд. 18, Зах. 10:6). Генеалогия потомков Ефрема в 1 Пар. 7:20–27 начинается с сыновей Ефрема – Езеры и Елеада, погибших во время набега на город Геф, и заканчивается Иисусом Навином. По мнению исследователей, сообщение о гибели сынов Ефрема отражает неудачную попытку расширить территорию колена Ефрема на западе. Колено Ефрема было одним из самых малочисленных колен Израилевых: через год после исхода из Египта взрослых мужчин, годных к войне, было 40 500 (Числ. 1:32–35), к концу странствования по пустыне – 32 500 (Числ. 26:37). Несмотря на это, Ефрему было обещано великое будущее: по словам Моисея, «это тьмы (десятки тысяч) Ефремовы, это тысячи и Манассиины» (Втор. 33:17). В пустыне род Ефрема располагался станом к западу от скинии, рядом с коленами Манассии и Вениамина. При переходах эти три колена как потомки Рахили снимались с места третьими и шли следом за левитами, несущими ковчег завета (Числ. 2:18–24). При разделе Ханаана колено Ефрема получило надел в центральной, преимущественно холмистой, части страны, от реки Иордан на востоке до Средиземного моря на западе, от Вефиля на юге до Сихема на севере (Нав. 16:5–10). На севере территория колена Ефрема граничила с коленом Манассии, на юге – с коленами Дана и Вениамина. Удел колена Ефрема, центральная горная гряда на западном берегу Иордана, получила наименование «гора Ефремова» (Нав. 17:15; 19:50; 20:7). Из-за незначительных размеров удела колена Ефрема священникам были выделены отдельные города (Нав. 21:20–22; 1 Пар. 6:66–69). Не отвоёванным у хананеев остался город Гезер, однако и его жители стали данниками Ефрема (Нав. 16:0; Суд. 1:29).

 



 
PR-CY.ru