ЕВА

ЕВА (евр. Хавва – «дарить жизнь» или «мать всего живого») – согласно библейской Книге Бытия, первая женщина, сотворенная Богом из ребра Адама во время его сна. По преданию, когда Адам увидел Еву, то сразу же приветствовал ее словами «вот кость от кости моей и плоть от плоти моей; она будет называться женой, ибо взята от мужа. Поэтому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей, и будет одна плоть». Во время пребывания в раю Еву искусил хитрый и коварный змей, и она убедила Адама отведать плодов от «древа познания добра и зла». После этого они осознали свою наготу и сделали себе одежду из листьев фигового дерева. За это Адам и Ева были изгнаны из рая, а Еве было сказано Богом: «Умножу скорбь твою в беременности; в болезни будешь рождать детей. К мужу твоему будет влечение твое, и он будет властвовать над тобою». (В этой фразе есть аргумент в пользу креационистов, потому что беременность женщины и рождение женщиной детей сильно отличаются от аналогичных процессов у представительниц животного мира.) Можно встретить выражение «Евина внучка», восходящее к этой библейской легенде, которое означает любопытную женщину. Бытует также выражение «Жена да убоится мужа своего». И хотя она взята из Нового Завета, но перекликается с ветхозаветным, а также с представлениями об отношениях мужа и жены. Далее повествуется, что Ева родила двух сыновей Авеля и Каина, а после убийства Авеля у нее родился третий сын Сиф (Шет). Кроме этого, в Библии о Еве больше ничего не говорится, однако в дальнейшей истории культуры человечества этот небольшой эпизод из Библии сыграл одну из главных ролей. Темы сотворения Богом человека, первородного греха, искупления и примирения с Богом стали основными не только в религии, но и в искусстве, литературе. Согласно Агаде, Ева погребена рядом с Адамом в пещере Махпела в Хевроне. Существуют выражения: «вкушать от древа познания (добра и зла)», обозначающее получение знания, просвещение, постижение смысла явлений, и «вкушать (вкусить) плоды; пожинать плоды», т.е. пользоваться результатами совершенного, сделанного, достигнутого; «в поте лица твоего будешь есть хлеб твой» – о тяготах выбранного пути и др. В отличие от имени «Адам» («земля»), обозначающего происхождение, имя «Ева» говорит о ее предназначении. Нельзя сводить создание Богом женщины к единственной цели – воспроизводству вида. Она должна была стать лучшим другом мужчине, снять с него проклятие одиночества. Это, однако, не означает, что в Израиле к женщине всегда относились как к равной или признавали ее превосходные качества, поскольку на евреев оказывало влияние окружение, а также иноплеменная культурная среда. Иудаизм (но не евреи) подчеркивал благородство женщин, и от каждого еврейского мужчины требовалось воздавать хвалу своей жене в канун шаббата (шабеса), отдавая должное ее добродетелям и называя ее «бесстрашной женщиной». Сказание о Еве имеется и в Коране, хотя имя ее прямо не упоминается.

 
PR-CY.ru