Словарь по иудаизму Е ЕРМОН

ЕРМОН

ЕРМОН, Хермон – горный массив и самая высокая гора Палестины (высота 2743 м и длина около 32 км с севера на юг). Ермон отождествляется с обособленной южной оконечностью хребта Антиливан. Другой вариант арабского названия Ермона – Эт-Тальдж – (гора) льда. Название Ермон происходит от семитского корня «посвящать», т.е. ассоциируется со священным местом культового поклонения. В древности Ермон также именовался Сион (Втор. 4:48), сидонянам был известен как Сирион (Пс. 28:6), аморреям – как Сенир (Втор. 3:8–9; Иез. 27:5). Исследователи полагают, что последнее название обозначало не только высочайшую вершину, но и часть Ермонского массива. Три вершины Ермона соединены общим плато (см.: Пс. 41:7, где в еврейском тексте появляется имя Ермон во множественном числе). Гора состоит из известняковых пород, с отдельными базальтовыми вкраплениями. Вершина Ермона круглый год покрыта снегом, предгорья заняты пастбищами, у подножия горы расположены фруктовые сады и виноградники. В библейской поэзии образно говорится о ликовании Ермона пред лицом Господа (Пс. 88:13), также упоминается в метафорическом смысле роса Ермона, являющаяся символом Божественной благодати (Пс. 132:3). В древности в окрестностях Ермона водилось множество диких зверей, в том числе львов и барсов (Песн. 4:8). До начала ХХ в. европейские путешественники встречали на Ермоне леопардов и медведей. В первой Книге Еноха гора Ермон является местом, где падшие ангелы приносят клятвы, чтобы взять в жёны «дочерей человеческих» (1 Енох. 6:6). Евсевий Кесарийский, называя Ермон горой аморреев, расположенной напротив Панеады (Кесарии Филипповой) и Ливана, отмечает, «что и поныне гора... почитается как священная язычниками». Ермон – северный предел земли обетованной (Нав. 12:1; 13:2, 5, 8, 11). Другие встречающееся в Ветхом Завете название этой местности – Ваал-Ермон (Суд. 3:3; 1 Пар. 5:23), вероятно, обозначает имя местного божества и служит для определения региона, заселённого сидонянами и евеями. До завоевания земли обетованной Ермон был местом обитания ханаанских племён евеев под властью Ога, царя Васанского (Нав. 12:4, 5), и Сигона, царя Аморрейского (Нав. 13:10, 11). В одном из сражений у подножия Ермона евеи были разбиты войском Иисуса Навина (Нав. 11:1–3, 8, 16, 17), однако полностью край так и не подчинился израильтянам до эпохи царя Давида. Предгорья и склоны Ермона впервые заселяются в эпоху энеолита. Пастушеские временные стойбища обнаружены на высоте около 2 тыс. м, постоянные сельские поселения – на высоте до 1,5 тыс. м. В результате серии археологических разведок французскими и израильскими исследователями были обнаружены поселения, относящиеся к раннебронзовому веку (IV–III тыс. до н.э.), с характерной для всего Ханаана керамикой. Во II тыс. до н.э., в эпоху поздней бронзы, район Ермона заселяется представителями неизвестной культуры, обладающей чертами сходства с общеханаанской. В поселениях того времени найдено множество бронзовых статуэток мужских и женских божеств (возможно, Ваал-Ермона и Астарты). После эпохи правления царя Давида местные племена попали под власть аморреев. Следы их поселений, относящихся к эпохе раннего железного века (около 1200 – 900 гг. до н.э.), были обнаружены в Айн-Кунье. Вероятно, эти поселения административно были подчинены находящемуся по соседству крупному городу Дану.

 



 
PR-CY.ru