ДОВ БЕР МЕЖИРИЧСКИЙ - Страница 2

Дов Бер Межиричский теоретически обосновал учение о цадике – абсолютном праведнике и духовном вожде, обладающем беспрекословным авторитетом и напрямую общающемся с Богом. По его мнению, только цадик способен полностью отвлечься от земного и сконцентрироваться на Боге. Через слияние с Богом он становится связующим звеном, посредником между Богом и творением и проводником Божией милости и благодати. Следовательно, обязанностью обычного человека является любить цадика и быть полностью послушным ему, строго соблюдая религиозные законы во всех сферах жизни (на отдыхе, в работе, в общении с людьми и проч.). В этом учение Дов Бера Межиричского расходится с учением Бешта и классическим иудаизмом, согласно которому между человеком и Богом нет посредников. Позиция Дов Бера Межиричского по этому вопросу и нововведения, внесённые им в различные стороны религиозной жизни, вызывали недовольство среди многих раввинов, которые с беспокойством следили за распространением нового движения, но не могли ему помешать. Виленский гаон Илья бен Шломо Залман был единственным раввином, открыто противостоявшим Дов Беру Межиричскому. 11 апреля 1772 г. он провозгласил первую главную анафему против хасидизма. Илья, считавший, что хасидизм враждебен талмудическoму раввинизму и представляет собой остатки недавнего савватианского движения, ставил в вину Дов Беру Межиричскому также и то, что его проповеди пагубно влияли на молодых иудеев, которые не хотели обучаться в религиозных училищах – иешивах. Борьба, развёрнутая ортодоксальными противниками хасидизма против Дов Бера Межиричского и его последователей, а также гонения, которым он подвергался, стали причинами его болезни и смерти. Руководство движением перешло к его ученикам, многие из них стали основателями династий цадиков. Сохранилось два сборника изречений Дов Бера Межиричского «Maggid Debaro le-Ya'akov» (из последних букв заголовка можно составить слово «Дов»), также известные под названием «Likkutei Amarim» («Собрание высказываний»), были опубликованы в 1780 г. в Кореце. Отрывки проповедей Дов Бера Межиричского, собранные и записанные его родственником раввином Соломоном из Луцка, который, как он сам признавался, часто не понимал их содержания, составили «Likkutei Yesharim» («Собрание драгоценностей»), впервые опубликованное около 1790 г. во Львове (Лемберге) и часто переиздаваемое.



 
PR-CY.ru