Словарь по иудаизму Д ДУХ

ДУХ

ДУХ – универсальное понятие, обладающее целым спектром значений. Представление о нем – одно из самых ранних. Различные примитивные представления о духе приобрели сильную трансформацию в иудаизме, христианстве и исламе, однако везде сохраняется отличительное свойство духа быть деятельным, активным началом (в Библии: «и дух Божий носился над водою»). Дух Божий в иудейской традиции предстает как божественная действующая вдохновляющая сила. Например, он воодушевляет военачальников на битву, наделяет Самсона нечеловеческой мощью, а Саула – царственной харизмой. Обычно слово «руах» (дыхание) переводят как «дух», однако в Ветхом Завете термин «руах» имел иной оттенок, нежели «дух» в современном смысле слова, и означал некую почти стихийную энергию, разлитую в мироздании. Она проявляется и в ветре, и в буре, и в дыхании человека. В ней – сущность жизни, ее основа. Руах животворил и тело человека, и тело животного, но в то же время он был таинственным образом связан с Руах Элохим – дыханием Божьим. В Священном Писании Дух Яхве порой является в виде мощного вихря, он увлекает человека как превозмогающая сила, заставляя вождя совершать чудеса храбрости, а пророка изрекать небесные веления. Дар пророчества – один из наиболее часто встречающихся в Ветхом Завете. Все тексты, созданные пророками библейскими, считаются инспирированными духом Яхве, признаются богодухновенными. В христианстве формируется учение о Святом Духе как третьей ипостаси Святой Троицы, о бесплотных ангельских силах и о наличии в человеческом существе особой сущности («дуновения Духа Божьего»), несводимой к понятию души и тела. Дух, согласно Библии, – это, с одной стороны, дыхание жизни от Бога у людей и животных, что сближает понятие души и духа; а с другой – бессмертный дух, присущий человеку, но не животным, являющийся причиной творческих и волевых способностей. Христианская догматика приписывает Святому Духу все божественные свойства, поскольку он единосущен двум другим ипостасям Святой Троицы. Часто можно встретить выражение «дух веет, где хочет», которое имеет несколько значений. Во-первых, это непонятность, необъяснимость поведения художника или его создания. Во-вторых, неожиданность, непредвиденность художественной одаренности по отношению к ее обладателю. В-третьих, не все и не всегда можно предусмотреть. Существует также выражение из Нового Завета, где «букве закона» Божьего противопоставляется животворящий «дух» Божьего учения. Как выражение книжное оно обозначает абсолютно полное, точное воспроизведение чего-либо, следование чему-либо. О формальной и творческой стороне дела обычно говорят: «Буква мертвит, а дух животворит».

 
PR-CY.ru