ДЕКАЛОГ

ДЕКАЛОГ (от греч. «десять» и «слово») – в соответствии с Библией, десять основных заповедей иудаизма, составляющие исходную часть законов Моисея, дарованных ему Богом на горе Синай и записанных Господом на двух каменных плитах (см. Скрижали Завета), которые Моисей передал народу. Они лежат в основе еврейского религиозного миропонимания. Следование им – обязанность перед Богом каждого человека, на которого распространяется действие Закона. Согласно преданию, Моисей огорчился тем, что народ во время его отсутствия вернулся к прежнему идолопоклонству и в гневе разбил скрижали, но затем снова ушел на гору Синай, где Бог даровал ему другие. Хотя в Библии нет четкой нумерации заповедей, все же принята их следующая последовательность. Первая заповедь фактически является провозглашением идеи монотеизма (единобожия): «Я Господь твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». Вторая заповедь закрепляет положение первой и запрещает поклонение другим богам: «Да не будет у тебя других богов перед Лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо я Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящих Меня и соблюдающих заповеди Мои». Третья заповедь запрещает под страхом наказания употребление имени Бога всуе, т.е. напрасно. Четвертая содержит заповедь соблюдения субботы: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела свои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих». Пятая заповедь – «Почитай отца и мать твою». Шестая заповедь – «Не убий». Седьмая заповедь – «Не прелюбодействуй». Восьмая заповедь – «Не укради». Девятая заповедь – «Не произноси ложного свидетельства». Десятая заповедь – «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». Все они говорят об отношениях между людьми в обществе. Хотя судьба скрижалей с записью Декалога после разрушения Первого Иерусалимского храма неизвестна, его чтение входило в ежедневное богослужение в период Второго Храма. В Торе содержатся две версии Десяти заповедей: в книге Исход и во Второзаконии. Расхождения, которые находят в этих версиях, обычно объясняются тем, что версия в книге Исход была начертана на первой паре скрижалей, разбитых Моисеем, а версия Второзакония – на второй.

 



 
PR-CY.ru